Знание свойство детского голоса, особенностей строения и развития певческого аппарата у детей поможет педагогу правильно построить учебно-воспитательный процесс.
Огромную роль в звукообразовании имеет певческое дыхание. В зависимости от возраста, дыхание видоизменяется. Обучение пению способствует выработке широкого, более редкого дыхания, на боле длинные фразы. Внимание хормейстера должно быть направлено на певческое дыхание, естественное, глубокое, ровное. Важную роль играет пение по руке, умение распределять дыхание по фразам.
Именно правильное, постепенно взятое дыхание (можно ртом) способствует выработке опоры при дыхании, умению распространять дыхание на всю фразу.
В последствии в хоре практикуется смешанное дыхание, т.е. при участии рта и носа.
Момент образования звука называется атакой.
Различают 3 атаки: твердая, мягкая, предыхательная.
В практике хорового пения следует добиваться у детей смыкания связок, используя мягкую и твердую атаки.
При работе с детским хором рекомендуется предпочитать мягкую атаку как наиболее щадящую голосовой аппарат. Хотя без твердой атаки в хоровом исполнительстве не обойтись.
Своеобразной проверкой правильного дыхания служит цепное дыхание.
Звук, образующийся в гортани, в момент его образования очень слаб и его усиление, а также тембровая окраска происходит во время попадания звука в полости, называемые резонаторами.
Верхний резонатор (головной) – это полость глотки, рта, носа. Нижний резонатор (грудной) – это полости бронхов и трахеи.
В младшем хоре у детей преобладает верхний резонатор. У более старших детей развивается грудной, это естественный период для юного певца.
В задачу хормейстера входит умелое использование как головного, так и грудного резонаторов. У детей важно добиваться ровное звучание голоса. Использование при пении головного и грудного резонаторов довольно трудная, но посильная задача. Речь идет о детях 10-14 лет. У сопрано – девочек – головной регистр на звук фа, соль, соль диез, 2-ой октавы, у альтов на звуках ми, фа, второй октавы.
Артикуляция – важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, свободное положение языка во рту, - все это влияет на качество пения. При пении важны такие особенности как:
1) напевность гласных;
2) умение их округлять;
3) стремление к чистоте звучания неударных гласных;
4) быстрое и четкое выговаривание гласных.
Распевание в детском хоре также имеет свои особенности. В некоторых хорах как сопрано, так и альты используют одинаковый диапазон (ля-си-бемоль малой октавы – фа второй). В этом случае преследуется цель развития как микстового (смешанного), так и грудного звучания вне зависимости от принадлежности к той или иной хоровой партии.
В большинстве хоровых коллективов у сопрано внизу заканчивается на звуках до, ре первой октавы, где можно отметить у них слабое проявление грудного звучания, а у альтов – на ре, ми, второй октавы. Грудной регистр у девочек – альтов проявляется на фа первой октавы до ля малой и ниже.
Новости образования:
Подход к эстетическому воспитанию в советское время
Эстетическое воспитание всегда рассматривалось советской педагогикой как важная составная часть процесса всестороннего и гармонического развития учащихся. В то же время подчеркивалось, что приобщение к красоте должно быть не обособлено от других сторон формирования личности школьника, а тесно связа ...
Попытки доказательства V постулата Евклида
параллельный геометрия учащийся треугольник Первые 28 предложений «Начал» не опираются на V постулат, возможно Евклид старался отодвинуть применение этого постулата до тех пор, пока использование его не станет настоятельно необходимым. Попытки доказать пятый постулат продолжались с тех пор в течени ...
Практические рекомендации по развитию мотивации к изучению химии
Учебная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, побуждается мотивацией. Современная психология рассматривает мотивацию как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков. Побудительным мотивом учебной деятельности является познавательная потребность, ...