Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на личность

Страница 11

исторических 2060;

военно-исторических 1390;

комплексных краеведческих 1060;

Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа – выставки, уголки, экспозиции.

В школьных музеях проходят встречи с местными жителями – ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др.

На базе школьных музеев успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции.

Как правило, вокруг музеев формируются школьный взрослый актив, создаются органы самоуправления, совет музеев, совет содействия, секции, рабочие группы.

При этом развиваются сотрудничества музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками и т.д.

С помощью специалистов актуализируются тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими мало изученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.

Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности в организационно – методическом и материальном обеспечении. Вопрос эффективного использования потенциалов музеев в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях еще не стали предметом внимания педагогических коллективов.

Разнообразны и эффективны возможности музея в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании учащихся, в развитии художественных вкусов, привитии навыков эстетической деятельности.

Дальнейшее развитие поучительного опыта взаимодействия, взаимодополнения школы и музея в деле формирования нового человека, его обучения и воспитания представляется нам особенно плодотворным на базе научно обоснованной системы «музей — школа». Эффективность работы такой системы будет тем выше, чем более заинтересованными, более взаимно требовательными окажутся оба этих воспитательных института.

Формирование системы «музей — школа», для которой, на наш взгляд, созданы уже немалые предпосылки, — это качественно новый этап в работе каждого из этих учреждений. Он потребует не только упрочения контактов между ними и органами управления народным образованием и культурой, обслуживающими их научными коллективами. Потребуется освоение других, в значительной степени новых направлений деятельности.

Остановимся коротко на некоторых организационных моментах создания и совершенствования такой системы.

Для нее нужны, прежде всего, кадры учителей и музейных работников, одинаково заинтересованных в сотрудничестве. В специальных учебных заведениях они должны получить - соответствующие профессиональные знания и навыки. Для их совершенствования могут быть использованы и получившие теперь широкое распространение факультеты общественных профессий вузов. Особое внимание при этом должно быть обращено на подготовку в педагогических институтах методистов-организаторов музейного дела, специально обученных собирательной, хранительной, просветительной и другим формам работы в среде школьников, учащихся ПТУ, взрослого населения.

Видимо, целесообразно всячески содействовать повышению уровня педагогических знаний музейных специалистов и музееведческой подготовки учителей. Этому могли бы способствовать педагогические советы или учительские активы при музеях, члены которых участвуют в обсуждении экспозиций, методик экскурсий и других научно-просветительных мероприятий для школьников.

Это лучший способ найти оптимальное соотношение между той информацией, которую школьник получает в процессе изучения учебной программы в школе, и той, что становится доступной ему при знакомстве с музейными коллекциями.

Для активизации контактов музеев со школами, а также развития навыков самостоятельной работы учащихся в музейных фондах и экспозициях крайне важно готовить методические рекомендации для учителя, желающего использовать музей в учебном процессе. Они должны содержать, по-видимому, краткое описание экспозиций, варианты вопросов и заданий, которые школьники сумеют выполнить в процессе самостоятельного изучения музея. Это позволит повысить эффективность деятельности учителя при подготовке школьников к посещению музея, а также послужит закреплению учебного материала в памяти ученика в итоге этого посещения. Представляется, что такие методические рекомендации могут быть подготовлены сотрудниками каждого музея и опубликованы головными музеями или методическими центрами системы народного образования.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Новости образования:

Янош Больяи
Больяи (Бояи, а также Бойаи) Янош (15.12.1802-27.1.1860)- венгерский математик и военный инженер. Родился в Коложваре (ныне Клуж-Напека, Румыния), Его отец Фаркаш (Вольфганг) Больяи - профессор математики и поэт (9.2.1775-21.11.1856), друг К. Ф. Гаусса. Фаркаш Больяи строго доказал, что равновелики ...

Вопросы коррекции речи дошкольников в психолого-педагогической литературе
Повышение общей культуры человека невозможно без развития культуры речи, так как культурные нормы и все то, что регулирует человеческое поведение, даются через язык и речевое общение. Под речью понимают как процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевое высказывание). Речь - ...

Неделя иностранного языка как организационная форма внеклассной воспитательной работы
Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализаци ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru