Крайне важно, на мой взгляд, систематическое проведение в каждом музее занятий для учителя как по профильной дисциплине (это в современной музейной практике, можно сказать, является делом в основном решенным), так и по методике музейной работы. Но некоторый положительный опыт в этом направлении все-таки накоплен: им могут поделиться музей А. С. Пушкина в Торжке и др. Следует организовать изучение и популяризацию этого опыта. В этом одна из задач предлагаемой книги. Одновременно совершенно необходимо ввести в систему занятия по педагогике и возрастной психологии для сотрудников музеев.
Большую пользу могла бы принести организация базовых школ, где музейные специалисты совместно с коллективами преподавателей имели бы возможность апробировать многообразные формы совместной работы, экспериментальные программы и т. п., и затем рекомендовать их для широкого использования в совместной практической деятельности школам и музеям разного профиля.
Как уже подчеркивалось, нельзя оставить в стороне от всей этой работы студентов педагогических вузов и училищ. Им в недалеком будущем предстоит реализовать на практике реформу общеобразовательной и профессиональной школы, а значит, существенно улучшить обучение и воспитание детей и подростков, что невозможно без постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. Существенную помощь в этом окажет учителю, несомненно, серьезная музееведческая подготовка. В институтах и училищах целесообразно ввести преподавание основ музееведения, учредить учебную практику в музеях, более широко использовать возможности совместной работы музея и школы при написании дипломных и курсовых работ студентов, многие другие формы учебной и внеучебной деятельности. Все это, по глубокому убеждению, — верный путь формирования поколений учителей, которые не мыслят свою профессиональную деятельность без музея. Воспитание музейной культуры будущего учителя поможет решить также многие вопросы в области создания, сохранения и успешной работы многочисленных школьных музеев.
Для совершенствования системы «музей — школа» не менее важно скоординировать усилия научных учреждений, министерств культуры и просвещения: в изучении актуальных проблем взаимодействия входящих в систему воспитательных институтов. В ряду этих проблем — обеспечение последовательного проведения принципа дифференцированного подхода внешкольных учреждений, в частности музеев, к работе со школьниками.
В сферу деятельности музея должны быть непременно включены все возрастные группы ребят, начиная от дошкольников и младших школьников. Как утверждают специалисты, именно в раннем детском возрасте наиболее активно формируются потребности, общая культура человека, в том числе и музейная культура. Значит, чем раньше в сферу воспитания ребенка включится музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем.
До сих пор работой с младшими школьниками и дошкольниками более или менее постоянно занимались в основном картинные галереи. В последние годы к детям этой возрастной категории проявили интерес коллективы музеев других профилей. Определенный опыт такой работы накоплен, например, Государственным Историческим музеем в Москве, Хабаровским краевым краеведческим музеем, Музеем героической обороны и освобождения Севастополя, Государственным театральным музеем имени Бахрушина и другими.
В работе с детьми младших возрастов оказываются эффективными, как показывает практика, специальные экспозиции и выставки, специальные детские музейные комнаты. Кстати, детские галереи — своеобразные музеи в музеях — уже существуют в разных странах мира. Важно, чтобы к этому делу наряду с музейными работниками были причастны педагоги, воспитатели.
Дифференцированный подход предполагает учет ситуации посещения музея: приходит ли школьник в музей один, с родителями, с товарищами, со школьной экскурсией. Для всякого такого случая важно иметь конкретные средства оптимизации процесса осмотра экспозиции, скажем, путеводители — с включением в них вопросов, заданий и т. п.
Новости образования:
Неделя иностранного языка как организационная форма внеклассной воспитательной
работы
Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализаци ...
Эстетическое воспитание личности в современных условиях
В настоящее время под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Оно реализуется и приобретает ценность при самообразовании, саморазвитии личности. В эстетическое вос ...
Урок – лекция, интегрированный урок, урок - дидактическая игра
1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися самостоятельно. 2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, гр ...