Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на личность

Страница 9

На другом занятии с учениками 2 класса — «Рассказ об экспонате» — школьникам показывают фотографию города Иванова, сделанную сто лет назад, интерьер ткацкого корпуса и предлагают представить себе детей, которые шли на работу вместе с родителями под гудок фабричной трубы.

В экскурсиях для школьников широко используется природоведческая, тематика, которая во многом соответствует интересам и возможностям восприятия ребенка, решает задачи экологического воспитания, входит в программу начальной школы. Так, например, Пермский областной краеведческий музей проводит для школьников 1 — 3 классов экскурсии «Птицы нашего края», «Животный мир нашего края» и т. д. Липецкий краеведческий музей использует для учеников передвижную выставку «Красная книга природы», а в Вологодском областном краеведческом музее для младших школьников экскурсовод С. И. Александрова разработала цикл экскурсий-уроков по экспозиции отдела природы: «Зимняя жизнь зверей и птиц», «Времена года», «Формы земной поверхности» и «Полезные ископаемые».

В эти занятия активно вовлекаются учителя начальной школы. В Вологде музеем составлено специальное методическое пособие, которое помогает учителю в закреплении музейного материала. Учителя не только проводят в классе беседы по теме экскурсии, но и разнообразно используют почерпнутые в музее сведения. На уроках русского языка дети составляют предложения со словами, запомнившимися на уроке-экскурсии, а на уроках арифметики решают задачи, применяя услышанную в музее терминологию или используя «музейные ситуации». В этом же музее для учащихся 2 — 3 классов организована Школа знаний о природе «Наш лес». С детьми раз в четверть проводятся и однодневные походы в лес, на природу.

Думается, что наиболее правильно поступают те музеи, которые начинают систематическую работу с детьми со знакомства с музейной спецификой. Поэтому первая экскурсия должна дать им ответ на вопрос «Что такое музей?». Это поможет вооружить ребенка теми знаниями, которые необходимы ему, чтобы воспринимать музейный язык, будет способствовать формированию музейной культуры маленького посетителя.

Планомерно решают проблему «Музей и дети» в Государственном объединенном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Первое посещение музея детьми начинается здесь с экскурсии «Здравствуй, музей!». Они знакомятся с понятием «музей», узнают о том, как предметы становятся музейными, кто и как их хранит, слышат увлекательные рассказы об экспонатах, овладевают правилами поведения в музее, осваивают новую для себя роль экскурсантов.

В экскурсии для учащихся 1 и 2 классов включены также темы «Добрым людям на загляденье», «Как мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом», «Рассказы о русском воине». На этих экскурсиях ребятам в доступной форме рассказывается о профиле музея, о науках, которые занимаются изучением прошлого, типах исторических источников. В воспитание музейной культуры входит и существенная задача помогать детям на этих экскурсиях систематически усваивать минимум терминов и понятий, связанных с восприятием экспозиций.

Для учащихся 3 классов, которые уже знают, что такое музей, предлагается экскурсия на тему «Что такое памятник». Школьники знакомятся с понятиями «памятник», «виды памятников», «мемориальная доска» и т. д. Главная воспитательная цель такой экскурсии — сформировать у детей сознание, что памятник является общенародным достоянием, в охране которого должны участвовать и они.

В работе с детьми, кроме экскурсий, используются и многие другие формы.

В Пермском областном краеведческом музее, помимо экскурсионного обслуживания детей (для них в музее разработан экскурсионный абонемент «Природа родного края»), проводятся День птиц, дни специализированного обслуживания младших школьников — День первоклассника, День открытых дверей для первоклассника, была организована выставка «Дети — наше будущее, наша надежда», на основе которой проводились разнообразные мероприятия. В области несколько лет работает лагерь «Юный художник», где в течение всего лета с детьми занимаются сотрудники Пермской картинной галереи. Работники этого музея систематически устраивают различные конкурсы на тему «Рисунок на асфальте». О них сообщается по радио, последний тур показывают по телевидению.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Новости образования:

Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности педагога-воспитателя
Если посмотреть в целом на функциональное назначение самоанализа, то обнаружится, что он является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога-воспитателя, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у воспитателя профессиональной педа ...

Преимущества ценностного восприятия мира в воспитательном процессе
Посмотрим на фотографии школьников. Фото № 1: дети рисуют на асфальте. С точки зрения предметной, это бессмысленное и неприличное занятие, ибо рисунок не сохранится, нарисовать не удастся аккуратно, гигиенические нормы явно нарушаются. Но смысл данного занятия выходит за пределы предметного рисован ...

Путь Роберта Оуэна
Роберт Оуэн родился 14 мая 1771 года в городе Ньютауне (Уэльс) в семье лавочника. Окончив приходскую школу в 1779, он работал помощником в мануфактурной лавке (1780), у торговца сукнами в городе Стемфорде в Линкольншире (1781), приказчиком в крупном суконном магазине в Лондоне (1784-1788), служил в ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru