Путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации с помощью комплекса речевых упражнений, который включает в себя три последовательные серии учебных действий: 1) аспектно-тренировочные упражнения на отработку языкового (фонетического, лексико-грамматического) материала; 2) упражнения для развития умений реплицирования; 3) упражнения в коммуникативном диалогизировании. Система работы, описанная во втором разделе, постепенно подводит учащихся к свободному диалогизированию с использованием в речи различных типов высказываний, которые характеризуют диалогический контакт.
Свободное владение иностранным языком предполагает умение самопроизвольно реагировать на всевозможные ситуации реальной действительности. В связи с этим целью преподавания иностранных языков в школах является овладение учениками иностранного языка как способом общения и осуществление в этом процессе воспитания, образования и развития личности ученика (формирование коммуникативной компетенции). Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь.
Диалогическая речь – одна из основных форм речевого общения. Несмотря на то, что она сложнее монологической, как с точки зрения напряженности внимания, так и разнообразия используемых речевых образцов. Тем не менее, предпочтение в обучении иноязычной устной речи все же отдается диалогической речи.
Наблюдения за школьной практикой обучения диалогической речи показывают, что в ней имеются недостатки, порожденные рядом причин и, прежде всего, недостаточным вниманием учителей к этому вопросу при обучении иностранного языка.
Диалогическая речь обладает коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями, а именно: она состоит из стимулирующих и реагирующих реплик; характеризуется обращенностью, спонтанностью, эмоциональностью и экспрессивностью; диалогической речи свойственно наличие эллиптических оборотов, которые часто закрепляются коммуникативной практикой и используются в виде клише.
На содержание и характер диалогического общения влияют психологические процессы:
- восприятие речи собеседника и ориентировка в ситуации;
- формирование содержательной стороны высказывания;
- языковое оформление мысли и восприятия реплик партнера по общению.
Для того чтобы обучение диалогической речи не было однобоким и носило коммуникативный характер, учитель использует как можно более разнообразные упражнения.
В ходе работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по данной проблеме;
- выявление особенностей учащихся среднего звена при обучении диалогической речи на уроках английского языка;
- изучение наиболее эффективных методов обучения иноязычной диалогической речи;
- отбор эффективных приемов обучения иноязычной диалогической речи.
В результате проведенной работы было установлено, что учащиеся 10-12 лет (5-6 классы) психологически готовы для самопроизвольного диалогизирования. Более сложен с лингво-психологической точки зрения возраст 13-15 лет (7-8 классы). Иноязычно-речевая деятельность такого подростка характеризуется контрастностью поведения – от безудержной разговорчивости до молчаливой замкнутости.
Успех развития диалогической речи может быть обеспечен только через активацию мнемомыслительной и речемыслительной деятельности, через воспитание особой культуры иноязычно-речевого диалогизирования, развитие интереса к беседе и собеседнику.
Новости образования:
Биологические и социальные факторы развития
Еще некоторое время назад в науке разгорались споры о том, под влиянием каких факторов происходит развитие человека, превращение индивида в личность. Сегодня ученые нашли большие аргументов, объединяющих их позиции. Предметом ученых стало выяснение причин, обусловливающих становление личности. Выде ...
Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом
воспитании
Учащиеся 15 – 18 лет проявляют высокую социальную активность, выражающуюся не только в стремлении получить, возможно больше разнообразной информаций и знаний, но и желание участвовать в общественной жизни учебного заведения.
[
30
] Палагина Н.Н. считает, что чувство взрослости подталкивает подростк ...
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой стиль ...