Путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации с помощью комплекса речевых упражнений, который включает в себя три последовательные серии учебных действий: 1) аспектно-тренировочные упражнения на отработку языкового (фонетического, лексико-грамматического) материала; 2) упражнения для развития умений реплицирования; 3) упражнения в коммуникативном диалогизировании. Система работы, описанная во втором разделе, постепенно подводит учащихся к свободному диалогизированию с использованием в речи различных типов высказываний, которые характеризуют диалогический контакт.
Свободное владение иностранным языком предполагает умение самопроизвольно реагировать на всевозможные ситуации реальной действительности. В связи с этим целью преподавания иностранных языков в школах является овладение учениками иностранного языка как способом общения и осуществление в этом процессе воспитания, образования и развития личности ученика (формирование коммуникативной компетенции). Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь.
Диалогическая речь – одна из основных форм речевого общения. Несмотря на то, что она сложнее монологической, как с точки зрения напряженности внимания, так и разнообразия используемых речевых образцов. Тем не менее, предпочтение в обучении иноязычной устной речи все же отдается диалогической речи.
Наблюдения за школьной практикой обучения диалогической речи показывают, что в ней имеются недостатки, порожденные рядом причин и, прежде всего, недостаточным вниманием учителей к этому вопросу при обучении иностранного языка.
Диалогическая речь обладает коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями, а именно: она состоит из стимулирующих и реагирующих реплик; характеризуется обращенностью, спонтанностью, эмоциональностью и экспрессивностью; диалогической речи свойственно наличие эллиптических оборотов, которые часто закрепляются коммуникативной практикой и используются в виде клише.
На содержание и характер диалогического общения влияют психологические процессы:
- восприятие речи собеседника и ориентировка в ситуации;
- формирование содержательной стороны высказывания;
- языковое оформление мысли и восприятия реплик партнера по общению.
Для того чтобы обучение диалогической речи не было однобоким и носило коммуникативный характер, учитель использует как можно более разнообразные упражнения.
В ходе работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по данной проблеме;
- выявление особенностей учащихся среднего звена при обучении диалогической речи на уроках английского языка;
- изучение наиболее эффективных методов обучения иноязычной диалогической речи;
- отбор эффективных приемов обучения иноязычной диалогической речи.
В результате проведенной работы было установлено, что учащиеся 10-12 лет (5-6 классы) психологически готовы для самопроизвольного диалогизирования. Более сложен с лингво-психологической точки зрения возраст 13-15 лет (7-8 классы). Иноязычно-речевая деятельность такого подростка характеризуется контрастностью поведения – от безудержной разговорчивости до молчаливой замкнутости.
Успех развития диалогической речи может быть обеспечен только через активацию мнемомыслительной и речемыслительной деятельности, через воспитание особой культуры иноязычно-речевого диалогизирования, развитие интереса к беседе и собеседнику.
Новости образования:
Выгоды России от участия в Болонском процессе
Важно отметить, что среди причин присоединения России к Болонскому процессу немаловажную роль сыграли те преимущества, которые получит российская система высшего образования. Возможные позитивные последствия от вступления России в Болонский процесс целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: ...
Понятие и виды самооценки
Человек не только накапливает информацию о себе, но и переживает определенное отношение к ней Это отношение сосредотачивается у самооценке Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. [6, c.12] Самооценка имеет комплексный характер, поскольку рас ...
Изображение Богоматери и Младенца
Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка», по этой детали можно всегда о ...