Полиэтнические сообщества в настоящее время в России, да и в других странах мира, являются неотъемлемыми структурными компонентами общества. Образуются такие сообщества вследствие территориальной миграции народов и народностей различных национальностей, их диффузного взаимопроникновения. В результате возникают локальные социально-территориальные системы, в которых общественная составляющая многонациональна. Естественно, что первичные коллективы, складывающиеся в таких системах по производственно-трудовому, образовательному признакам, а также для совместной общественной деятельности, включают в себя представителей разных национальностей. Молодёжные сообщества в таких социально-территориальных системах не составляют исключения, они также полиэтничны.
Любое сообщество образуется с целью совместной жизнедеятельности и для совместного выполнения тех или иных функций, среди которых реализуется и воспитательная функция. Воспитание членов сообщества происходит как в процессе их спонтанного взаимодействия, так и организованно. Организованное воспитание представляет собой педагогическое явление с чётким разделением функций между воспитателями (педагогами) и воспитанниками, когда первые осуществляют целенаправленную деятельность по формированию тех или иных качеств личностей и социальных групп (коллективов), а вторые включены в совместную деятельность, в которой эти качества формируются.
Педагогические явления происходят в любых разновозрастных и полиэтнических сообществах, но особое значение они имеют для молодёжных сообществ. Молодёжь – преемственное поколение, которое благодаря воспитанию воспринимает самое существенное из опыта старших и призванное в дальнейшем стать хозяином общественной жизни. Поэтому чрезвычайно важно для настоящего и будущего, какими личностными чертами овладеют молодые люди в процессе их образования и воспитания.
Одним из важнейших принципов воспитания молодёжи является принцип народности. Научное обоснование этому принципу было дано выдающимся русским педагогом К.Д.Ушинским [79]. Сущность народности в воспитании заключается в том, что источником воспитания является не что иное, как веками и тысячелетиями складывающаяся народная культура, выраженная в языке, фольклоре, традициях, обычаях и творениях того или иного народа. «Принадлежность человека к тому или иному народу, ‑ пишут современные этносоциологи Ю.В. Бромлей и Р.Г. Подольный, ‑ определяется в конечном счёте воспитанием и обучением, в процессе которых человеку прививаются черты той этнической среды, в которой он оказался» [13; 30].
Идею народности в воспитании в настоящее время развивают современные этнопедагоги [7], [17], [50], [68] и др. Одним из основоположников современной российской этнопедагогики является чувашский педагог Г.Н.Волков [17]. Однако, в трудах большинства этнопедагогов развивается идея воспитания подрастающего поколения внутри того или иного этноса. Культура же межэтнических отношений лучше всего прививается в полиэтнической среде.
Вопросам воспитания в полиэтническом сообществе в современных изданиях посвящены работы [23], [46], [64] и др. В данной брошюре также рассматривается воспитание не внутри моноэтноса, а внутри полиэтнического сообщества. Это относительно новая ветвь этнопедагогики, которая обращена к воспитанию в суперэтносах, складывающихся на той или иной территории России вследствие взаимной социальной диффузии представителей различных национальностей. Российский Дальний Восток – одна из типичных территорий такого характера. На этой территории проживают представители более ста национальностей. В каждой группе детского сада, в каждом классе общеобразовательных школ, в студенческих аудиториях, неформальных и организованных молодёжных сообществах Дальнего Востока всегда присутствуют представители от трёх до восьми и более разных этносов.
Российский Дальний Восток много лет представляет собой территорию межнационального согласия. Это всегда замечают и отмечают приезжающие в селения и города дальневосточной России мигранты и гости, в том числе и зарубежные. Объяснение такому положению дел на данной территории вытекает из анализа истории заселения этой территории. Молодёжные сообщества в целом отражают эту традицию. Это видно из изучения межэтнических отношений в молодёжной среде, результаты которого приведены в разделах 2 и 3 данной брошюры. Абсолютное большинство молодых людей гордятся своей национальной принадлежностью, одобряют дружбу между людьми разных национальностей и межнациональные браки, хотят больше знать о культуре своего и других народов, считают, что российский Дальний Восток должен быть свободной территорией для проживания на ней людей разных национальностей.
Новости образования:
Методика преподавания темы «Параллельные прямые»
К понятию о параллельных прямых следует подвести учащихся следующим образом. Учащимся предлагается провести произвольную прямую АВ, отметить на ней две близлежащие точки М и N, и провести через эти точки к прямой АВ перпендикуляры ММ1 и NN1. ставиться вопрос, пересекутся ли эти перпендикуляры, если ...
Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Большеутинская средняя
общеобразовательная школа»
Территория села Большой Ут и близко расположенных деревень находится в пределах западных предгорий Уральской равнинно-горной страны, на переходе от низких к высоким предгорьям Среднего Урала. Абсолютные отметки высот местности колеблются от 180 до 330 м., относительные от 13 до 89 м. Общий подъём м ...
Путь Роберта Оуэна
Роберт Оуэн родился 14 мая 1771 года в городе Ньютауне (Уэльс) в семье лавочника. Окончив приходскую школу в 1779, он работал помощником в мануфактурной лавке (1780), у торговца сукнами в городе Стемфорде в Линкольншире (1781), приказчиком в крупном суконном магазине в Лондоне (1784-1788), служил в ...