Как показали психологические исследования, различные учебные задачи по разному стимулируют школьников к использованию наглядных образов как опоры запоминания. В условиях обычной задачи - запомнить материал - школьники недостаточно используют образы. Подготовка к устному ответу на уроке также мало стимулирует учеников к использованию образов в процессе запоминания словесного материала. И, наоборот, задача письменного изложения знаний по литературе или задание составить план заучиваемого материала по географии, истории при подготовке домашнего задания побуждает школьника к активному использованию образов или наглядных представлений.
Запоминание наглядного материала будет полнее, содержательнее, если восприятие такого материала сочетается с словесным описанием, с объяснением. Так, например, во время экскурсии в природу или на производство школьники наглядно воспринимают сами предметы в естественной обстановке. Организуя восприятие этих предметов, учитель дает пояснения, подчеркивает отдельные детали и тем самым содействует более полному их восприятию и лучшему запоминанию.
При правильном использовании слова и образа в объяснении учителя на уроке усиливается положительная роль образа при запоминании словесного материала, а также роль слова, описания при запоминании наглядного материала.
Знания, усваиваемые детьми в школе, оказываются формальными, мертвыми знаниями, если они не соотносятся с реальной действительностью, с реальными предметами и их образами. Правильно используя наглядность в обучении, учитель содействует осмысленному запоминанию знаний школьниками.
Чтобы знания учащихся прочно сохранялись в их памяти, весьма важно, но недостаточно только понять материал. Все, что хорошо понято, должно быть закреплено путем повторения. Но повторение лишь тогда отвечает цели прочного запоминания, когда оно осуществляется осознанно, активно.
Активное повторение при запоминании содействует развитию самоконтроля, который необходимо всемерно воспитывать у школьников.
Младшие школьники еще не умеют контролировать себя в процессе запоминания. Они считают выполненным задание запомнить материал, если прочитают его или прочитают и расскажут какое-то число раз, «как учительница говорила». Более старшие ученики, запоминая, часто проверяют себя лишь на основе узнавания, а не воспроизведения материала. Прочитав заданное несколько раз, они ориентируются в материале. Прочитанное становится им знакомым, что и служит для них основанием прекратить работу, считать урок подготовленным. Контролируя себя таким образом, школьники бывают уверены в том, что они уже хорошо знают заданное. В действительном же результате такого запоминания они убеждаются лишь при опросе их на уроке, когда им впервые приходится воспроизводить материал. Получая неудовлетворительную оценку и упрек учителя за невыученный урок, они иногда с недоумением и обидой заявляют: «Я учил урок, читал несколько раз!» Опыт показывает, что узнать всегда легче, чем воспроизвести. Вот почему необходимо учить школьников тому, чтобы они проверяли себя в процессе запоминания путем воспроизведения материала.
Как целесообразнее организовать повторение при запоминании?
Остановимся на некоторых важных путях повторения в процессе запоминания.
Полезно начинать повторение с припоминания. При неудачной попытке припомнить то, что воспринималось на уроке или при однократном чтении в учебнике, ученик активнее будет читать в учебнике то, что он ire мог припомнить. Припоминание есть труд, и иногда нелегкий, но к нему надо приучать школьника, говорил К. Д. Ушинский. Обычно учителя добиваются хороших результатов, когда они побуждают учеников припоминать при ответах на уроках.
Новости образования:
Письменная проверка
Письменная проверка по химии включает в себя: Кратковременные контрольные работы. Длительные контрольные работы. Химический диктант. Проверка письменных работ и тетрадей. Тесты. Письменная контрольная работа позволяет учителю получить за один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или ином ...
Анализ современных систем вокально-хоровой культуры учащихся
Анализ специфических методов и приемов, существующих сегодня в вокальной педагогике, показал, что все они в конечном счете направлены на создание тех или иных условий для работы гортани в определенном голосовом режиме, что связано с понятием регистров голоса. Современные методы музыкального воспита ...
Понятие общения в психологической и педагогической теории
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных з ...