Методика констатирующего эксперимента

Страница 7

Например, вариант организации судебного слушания, предложенный российским методистом Г. Коротковой из темы "Московское царствие Ивана IV". Объяснение нового материала начинается с вступительного слова учителя, в котором речь идет о противоречивости взглядов российского царя Ивана IV.

Ученикам предлагается приобрести собственную точку зрения относительно этой личности и ее влияния на исторические события того времени. Для объяснения этого задания школьникам предлагается во время судебного слушания заполнить таблицу, которая освещает позитивные и негативные стороны деятельности царя Ивана Грозного.

Начинают судебное заседание выступления главных действующих лиц (адвокат, судья, обвиняемый, прокурор), предлагают свои аргументы с позиции "свидетелей" событий, в случае необходимости обращаются друг к другу с вопросами.

Например, прокурор: Глубокоуважаемые судьи! Вам сегодня необходимо рассмотреть дело, в котором обвиняется царь Иван Грозный. Обвинительная сторона намеревается доказать, что царь Иван IV является очень жестоким и безбожным человеком, который стремится к единоособному правлению, кроме того, подсудимый сознательно отдавал приказы об убийстве своих подчиненных; поддерживал взяточничество, нарушал вековые традиции и в конце своего правления оставил государство в состоянии упадка.

Защитник: Глубокоуважаемые судьи! Мы будем пытаться оправдать подзащитного. Мы докажем, что действия обвиняемого были следствием его тяжелого характера, который сформировался в необычных условиях. Мы будем пытаться доказать, что, получив государство в нестабильном состоянии, когда бояре были заинтересованы в сведении личных счетов, царь Иван Васильевич оставил отпрыскам Россию сильную, независимую от Орды, и значительно расширил ее границы, руководствуясь в своих действиях интересами государства.

После этого к слову приглашается царь Иван Грозный.

Иван IV: Мой отец умер, когда мне было три года. Моя мать правила от моего имени, выполняя все, что требовала Боярская Дума. В 1538 г. ее отравили. Князь В. Шуйский заморил голодом мою воспитательницу боярыню Агриппину и ее брата князя И.Телепнева. Имея поддержку митрополита, я созвал бояр, требуя казнить Шуйского. В январе 1547 г. я венчался на царствие, а в марте вступил в брак с Анастасией Романовной Юрьевой. С 1549 г., заручившись поддержкой преданных мне людей, я провел ряд реформ с целью улучшения жизни в моем государстве. Я принял в 1550 г. "Судебник", в котором установил наказание за взяточничество, ограничил местничество, провел военную реформу. Я защитил Русь от ханских войск, захватил Астраханское и Казанское ханство, Поволжье и Сибирь, подсоединенные к России. Я сделал Русь большим государством и считаю, что выдвинуты против меня обвинения не отвечают действительности .

Дальше на заседании зачитываются оценки, данные Ивану Грозному различными людьми.

А теперь представьте себе, что вы встретили двух мужчин, один из которых утверждает, что Иван Грозный был прогрессивным деятелем и сделал очень много полезного для Российского государства, а второй утверждает, что Иван IV является негативным политическим деятелем: аморальным, жестоким, таким, кто нанес много страданий своему государству.

Что бы вы ответили? Судебное заседание проводится по такой схеме:

На организационном этапе определяется "судья" "адвокат" "прокурор" "обвиняемый" определяется тема, объем необходимой информации (статистические данные документы, дополнительная литература и т.п.).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Особенности подросткового возраста
Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и организации толерантных отношений не может осуществляться без учета особенностей самого воспитываемого субъекта. Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же вре ...

Понятие дистанционной формы обучения
Дистанционное обучение (ДО) – это существующая реальность образования не только в России, но и во всем мире. В одних источниках информации читаем: «ДО» в других «Дистанционное образование». Обучение и образование – ключевые теории в дидактике. Разберемся в этих понятиях. Рассмотрим несколько поняти ...

Значение событийности в становлении толерантности
Деятельность объединяет людей в общности. Самое широкое значение понятия «общность» включает совокупность индивидов. Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. (23, с. 171). Здесь подразумевается, что ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru