Несколько наблюдений может провести воспитатель, подробно объясняя, что дети должны увидеть и оценить, а затем, убедившись, что они усвоили задачу и справляются с ней, переводить данные наблюдения в самостоятельную работу. Состояние наблюдаемого растения изображается условным рисунком на карточке и помещается в соответствующую клетку. Кроме того, у каждого ребёнка может быть свой дневник наблюдений (в средней и старшей группе можно изготовить трафареты для зарисовки их детьми). Например, начальное условное обозначение растения – ветка с десятью листьями (полным количеством листьев на дереве). Если на наблюдаемом растении все листья зелёные, дети раскрашивают их на рисунке зелёным карандашом. Если появились жёлтые листья, но их пока мало, один - два закрашивают жёлтым цветом, остальные - зелёным и т.д. Во время листопада дети, соответственно, уменьшают количество нарисованных листьев, стирая "лишние" резинкой. Таким образом, организуется одновременная работа всех детей, а в итоге получается наглядное пособие, отражающее ход осенних изменений у местных листопадных растений.
Практические задания дают детям возможность усваивать не только фактический материал, но и приучают мыслить, изучать логические закономерности окружающего мира.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Важно, чтобы дети понимали: уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных, каждый организм живёт, растёт, развивается, если для этого имеются соответствующие условия.
Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Можно проводить с детьми следующие природоохранные акции: "Чтобы деревья были большими" (посадка деревьев ко Дню Земли); "День цветов" (создание цветочных аллей); "Майский букет" (выращивание цветов к дню Победы); "Экологическая фирма "Зелёный дом" (продажа выращенной своими руками рассады); "Лесная аптека" (сбор лекарственных трав); "Чистое утро" (уборка территории) и пр.
В работе по экологическому развитию детей используются занятия в кружках и клубах "Юный эколог", "Юный путешественник" и др. занятия в данных кружках дают возможность глубже познать природу. К занятиям в кружках могут привлекаться и родители.
Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы:
- внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения);
- среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
- приносимая польза.
Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении животных к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями животных организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Такая информация способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребёнка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю фауны.
При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес, внимание к животным. Е.И. Золотова предлагает программу ознакомления детей разных возрастных групп с представителями четырёх классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые.
Приступая к работе по формированию у детей представлений о животных и воспитанию любви к ним, следует выяснить, что ребята уже знают. Это можно сделать, проведя в утреннее время или на прогулке несколько индивидуальных бесед (по картинкам и словесно). Ребёнок называет животное, которое узнал, рассказывает какое оно, классифицирует.
Целесообразно так же провести контрольные задания или занятия на сравнение животных. В процессе сравнения воспитатель проверяет: знают ли дети о характерных особенностях животных, их жизненных проявлениях, движении, питании и др.; насколько развито умение ребят обобщать, сравнивать, анализировать; как относятся они к тому или иному животному. Меньше затрудняются они при определении общих внешних признаков (покров тела, количество конечностей и др.), а выделение ведущего признака данного класса идёт только на основе анализа и обобщения. Ребёнку гораздо труднее выделить одинаковые признаки, чем контрастные. Поэтому, когда идёт сравнение резко контрастных животных, нужно начинать с вопроса: "Чем не похожи?", постепенно подводя детей к ответу на вопрос "Чем похожи?".
Новости образования:
Водно-клеевые графические материалы в образовании школьников
В этой части речь пойдет о таком графическом материале, как тушь. Тушь (
нем. tusche, франц. touche от toucher - касаться) - черная или цветная водяная краска, приготовляемая из сажи и клеевых веществ в сухом (в виде плиток) или жидком состоянии. Особенно знаменита китайская тушь, дающая глубокий, ...
Состояние связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой
психического развития
Целью данной экспериментальной работы является: - определение уровня сформированности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития и у учащихся с нормальным психофизическим развитием; - сопоставление уровней владения связной речью младшими школьника ...
Формы, методы и средства социально-педагогический работы с трудными
подростками Дома культуры
В сельской местности наблюдается проблема, где досуг трудного подростка вне школы ограничивается дискотеками и редкими праздниками. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации трудных подростков снижение возможностей для их воспитания по месту жительства прив ...