7. Устанавливать последовательность стадий развития растений. Это наиболее сложная задача. Чтобы её выполнить. Дети должны знать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определённым периодом развития растения.
Дети старшего дошкольного возраста должны знать о комнатных растениях следующее:
1. Название растений. Дети должны знать и оперировать 8-10 названиями комнатных растений. Сюда мы относим и названия разных видов одного семейства.
2. Строение растений. Дети должны уметь определять комнатные растения по морфологическим признакам: "как дерево", "как кустик", "как травка".
3.Части растений:
-стебли; дети должны отмечать наличие или отсутствие стеблей, их строение (прямостоящие, свисающие, вьющиеся), показывать особенности каждого из видов;
- листья; дети должны определять форму: круглые, овальные, ремневидные, целый, вырезной и др.; окраску: оттенки зелёного цвета, окраска верхней и нижней листовой пластины, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость); величину – использовать в определении более точные градации: мелкие листья, крупные, средней величины (в сравнении и как постоянный признак); поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;
- цветы; знать название окраски в цветах и оттенках, строение некоторых, их количество на цветоножке.
4. Происхождение (родина) некоторых растений, зависимость внешнего вида от места произрастания.
Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Помогут научить их этому сюжетные дидактические игры, игровыми действиями которых становится изображение сюжетно-ролевых отношений, а содержание отражает жизнь природы, труд человека в ней. Именно такие игры следует проводить с детьми старшей группы. Чтобы решить поставленные в них задачи. Дети должны обладать достаточно высоким уровнем знаний о природе. Уметь решать одновременно несколько дидактических задач.
Важное место в таких играх занимает сюжет. Он делает познавательную задачу более увлекательной, а это в свою очередь, повышает умственную активность и самостоятельность детей при достижении поставленной перед ним цели.
Сюжетная игра отражает определённую жизненную ситуацию, её воссоздание в ином плане побуждает детей мобилизовать знания, применять их для решения игровой и дидактической задачи. Чем интереснее ситуация, тем больше она захватывает ребёнка, тем выше его умственная и творческая активность, тем лучше усваиваются знания. Причём энергичнее, самостоятельнее становятся не только исполнители отдельных ролей, но и все дети, следящие за ходом игры и контролирующие правильность выполнения задания.
Некоторые сюжетные игры можно объединить в серии, связанные определённой темой. При этом нужно учитывать намеченное программное содержание, а так же то, что проведение серии игр должны быть связаны с такими закономерностями жизни природы, которые доступны для понимания детей дошкольного возраста. При выполнении разнообразных ролей усложняются и дидактические задачи. Например, в серии игр отражается приобретение новых знаний об овощах и фруктах. Сначала проводится игра "Магазин "Семена". Дети различают и называют семена разных овощей, описывают способы их посева в зависимости от величины. Затем в игре - драматизации "Съедобное – несъедобное" дошкольники уточняют. Какие части овощных культур человек использует в пищу. В играх "Овощехранилище" и "Консервный завод" определяют спелость овощей и фруктов по хорошо заметным признакам (окраска, величина, плотность) и решают, в каком виде и где запасать их на зиму. И, наконец, детям предлагают игру "магазин "Овощи и фрукты", в ходе которой уточняют, как овощи и фрукты попадают к покупателю.
В некоторые сюжетно-дидактические игры с природным материалом можно включить сразу несколько задач в зависимости от содержания, наличия в игре определённого количества ролей. Задачи эти могут быть самыми разнообразными: от наиболее простых до более сложных. Так, например, во многих играх обязательно требуется узнать и описать растения, их части по внешним признакам. Но при этом опираться надо уже не на слово-название, а на описание предмета, перечисление его характерных признаков и свойств. Узнавание и называние усложняется также новым материалом для игр. Например, в игре "магазин "Семена" предлагается узнать и назвать растение по малознакомому материалу – семенам овощей и цветов. Дети, конечно, часто видят их. Но обычно не обращают внимания на то, есть ли они у растений, и часто не знают их назначение.
Новости образования:
Формы организации учебной деятельности при обучении информатики
Одним из важнейших видов человеческой деятельности является учебная деятельность. Вся учебная деятельность может быть организована самыми разными видами, методами и формами. При обучении информатики так же можно использовать все многообразие способов. В рассматриваемой теме мы хотим уделить особое ...
Водно-клеевые графические материалы в образовании школьников
В этой части речь пойдет о таком графическом материале, как тушь. Тушь (
нем. tusche, франц. touche от toucher - касаться) - черная или цветная водяная краска, приготовляемая из сажи и клеевых веществ в сухом (в виде плиток) или жидком состоянии. Особенно знаменита китайская тушь, дающая глубокий, ...
Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников
экологических знаний
Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор условий для наиболее эффективного способа формирования уровня экологических знаний о живой природе у старших дошкольников. При разработке условий мы опирались на следующие источники: программы, направленные на экологическое воспитание дош ...