Задания могут быть и более сложными. Например, на основе внешних признаков требуется установить качественное состояние предмета, связать изменение внешних качеств с внутренними и на этой основе делать умозаключения и выводы. Так, определяя степень зрелости. Нужно учитывать при этом разнообразные внешние признаки созревания у разных овощей и фруктов: у одних ярко выражены изменения в окраске, у других в величине, плотности и т.п. Исходя из таких наблюдений, ребёнок должен сгруппировать овощи и фрукты по степени зрелости, подумать, как их лучше использовать, переработать.
Ещё большей подготовки требует от дошкольников задание сгруппировать предметы, не опираясь на их внешние признаки, так как они могут подсказать варианты объединения растений в группы (по месту произрастания, способам хранения, по использованию в быту).
Все эти сложные умственные операции дети производят, выполняя игровые задания. Некоторые из этих заданий повторяются в нескольких играх, немного изменяясь. Чтобы у детей не пропал интерес к одним и тем же действиям, надо придумывать новые интересные ситуации, цели, роли. Например, задание на группировку овощей и фруктов, семян овощей и цветов, потребовало ввести новую роль – директора магазина. Он должен подготовить магазин к работе так, чтобы в овощном магазине можно было купить овощи и продукты, приготовленные из них, во фруктовом – фрукты свежие и сушеные, варенья, соки. В магазине "Семена" надо подготовить два отдела: "семена цветов" и "семена овощей".
Задача на группировку включается не только при выполнении роли директора. Например, каждый покупатель в игре "магазин "Овощи – фрукты" прежде должен назвать отдел, а потом описать, что он хочет купить. В игре "магазин "Семена" покупатель называет свою специальность ("огородник", "цветовод") и только затем выбирает и описывает нужные семена.
В связи с усложнением дидактических задач в играх старших дошкольников возрастает и роль воспитателя в игре. Он должен постоянно контролировать то, как дети выполняют свои роли, тактично направлять игру, подсказывать в случаях затруднения. Но, помогая выполнить задание, он не в коем случае не должен делать за них сам, лишать детей инициативы. Например, если дети затрудняются в группировке овощей, можно задать дополнительный вопрос: "Где растёт?" Попутно уточнить, что овощи растут на грядках. Фрукты – в саду на деревьях, кустах. После такого уточнения дети легко справятся с заданием.
Иногда хорошо использовать зрительный контроль. Например, чтобы дети правильно могли сгруппировать семена, на обороте коробочки с семенами надо поместить изображение соответствующего растения или его части, знакомой ребятам (цветы, плоды). Это поможет выделить семена отдельных растений, а потом решить вопрос, где они растут.
Выполнение игровых задач требует от детей умения делать выводы, умозаключения. Чтобы проверить их правильность. Воспитатель предлагает детям мотивировать свои решения, действия. Таким образом, дошкольники усваивают правильность построения доказательств.
Перед игрой с детьми старших групп хорошо провести беседу, чтобы выяснить и уточнить знания, необходимые для данной игры. Это поможет детям понять игровое задание и осознанно его выполнить.
Устойчивый познавательный интерес и доброжелательное отношение к различным представителям животного и растительного мира поддерживаются и углубляются, если в педагогический процесс включаются приёмы, наиболее эффективные для решения этих задач. К таким приёмам относится сравнение, который рассматривается как двухсторонний процесс: ребёнок использует его в целях познания, а педагог – для передачи детям знаний и формирования их представлений. Приём сравнения может быть использован на любом этапе обучения при сообщении новых знаний или их закреплении. Наиболее ценным является применение сравнения на первом этапе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы. И самое главное – у них появляется глубокий интерес к природе.
Сравнение должно проводиться систематически. Мир природы очень разнообразен. Многие его представители доступны чувственному восприятию детей и длительным наблюдениям. Животные и растения разных классов резко отличаются друг от друга, внутри одного класса также имеются некоторые различия, как во внешнем виде, так и в образе их жизни, среде обитания, размножения. Выявление общего и отличительного способствует более точному определению характерных особенностей животных и растений, объединению их и группировке по существенным признакам внутри класса. В процессе самостоятельного сравнения дети наглядно получают достоверные представления о внешнем виде, жизненных проявлениях, передвижении, издаваемых звуках, приспособлении к среде и т.д.
Новости образования:
Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных
навыков у младших школьников
Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма – эмоционально – практическое общение со свер ...
Математическое мышление
Эффективность и качество обучения математике определяются не только глубиной и прочностью овладения школьниками системой математических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и уровнем их математического развития, степенью подготовки к самостоятельному овладению знаниями, сформиро ...
Особенности процесса формирования культуры межнационального общения
Обоснование и реализация модели целостного процесса формирования культуры межнационального общения у школьников должны: • соответствовать объективной логике становления и развития исследуемого качества, носить этапный характер, отражающую место постепенность, непрерывность и преемственность становл ...