Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы

Страница 4

Наблюдения за земноводными и пресмыкающимися продолжаются в повседневной жизни. Старшие дети довольно легко устанавливают связь между особенностями передвижения и строения конечностей, животных в разных условиях. Расширяя представления детей о земноводных и пресмыкающихся, воспитатель рассказывает о пользе этих животных, обращает внимание на правила гуманного отношения к ним.

В свободных беседах с детьми воспитатель уточняет представление о пустыне, тундре, лесах и степях, включая в свои рассказы сведения о животном мире той или иной климатической зоны. Воспитатель может показать картинка с изображением ящерицы - ушастой, круглоголовки, варана; поговорить с детьми об интересных повадках этих типичных представителей пустыни.

Наблюдения за насекомыми.

Целесообразно проводить не на общих занятиях, а индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях. Для этой цели используются утренние и вечерние прогулки, работа в уголке природы, на огороде и в цветнике.

Углубление представлений детей старшей группы о насекомых целесообразно начинать с бабочки и жука, т.к. они хорошо знакомы дошкольникам, являются наиболее контрастными представителями своего класса, имеют ярко выраженные особенности внешнего вида и способов передвижения. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком. Воспитатель предлагает рассмотреть ноги насекомых. Затем подтверждает высказывания детей: у различных животных разное количество ног, а у насекомых их бывает шесть, поэтому они называются шестиногими. С помощью лупы рассматриваются усы жука и бабочки, сравнивают их по длине. Сравнивая, дети устанавливают и различие в передвижении этих насекомых.

Примерно по такой же методике уточняются представления дошкольников о других насекомых. Во время наблюдения воспитатель обобщает высказывания ребят. Затем педагог подчёркивает разницу в образе жизни этих насекомых, связанную с питанием. Такой характер наблюдения подготавливает ребят к решению в будущем более сложной умственной задачи - выделению общих признаков у насекомых. Установление связей между внешним строением и образом жизни, питанием и средой обитания.

Кроме индивидуальных и групповых наблюдений с детьми старшего возраста могут быть проведены фронтальные занятия, основой которых так же является наблюдение. В эти занятия целесообразно включать изобразительную деятельность, дидактические игры, беседы.

Связанные между собой одним тематическим принципом различные виды деятельности позволяют целенаправленно формировать у дошкольников представления о животных и воспитывать интерес и любовь к ним. Представления, накопленные в результате наблюдений, помогают детям решать различные умственные задачи. Целесообразно использовать логические задачи двух типов: "Закончи рассказ воспитателя"; "Найди ошибку и исправь её".

Целесообразно использовать логические задачи, в результате решения которых уточняются знания дошкольников об условиях жизни животного, способах ухода за ним, воспитывается сочувствие и желание помочь ему.

Организуя игры старших дошкольников с природным материалом, особое внимание следует обратить на умение детей пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств, качеств, признаков растений. Детей старшего возраста нужно учить более полно и точно описывать наблюдаемые растения.

Перед старшими дошкольниками необходимо ставить более сложные дидактические задачи, требующие умение выделять отдельные части растений, сравнивать их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменения по мере роста и развития.

Какие задачи решают в процессе дидактических игр со старшими дошкольниками?

1. Находить предмет с помощью одного анализатора (на ощупь, на вкус, по запаху). Выполнение этой задачи требует от детей умения оперировать отдельными признаками (форма, плотность, поверхность) предметов и их качествами.

2. Описывать предметы и находить их по описанию. Эта задача усложняется за счёт того, что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно, но и с помощью осязания.

3. Находить целое по части и часть по целому.

4. Составлять целое из частей.

Данные задачи требуют от детей знание внешнего вида частей растения, например листьев и плодов (семян), надземных и подземных частей растений.

5. Группировать предметы по месту произрастания.

6. Группировать предметы по использованию их в жизни. Задача усложнена тем, что признаки, лежащие в основе группировок, нельзя воспринимать чувственным путём. Чтобы дети могли решить поставленные задачи необходимо пополнить их знания об уже известных растениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Самобытность русской национальной культуры обусловила первичную форму музыкального искусства России – пение
В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка вплоть до XVIII века развивалась в этом направлении. Обучение детей на Руси проводилось в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах начиная с 6-7 лет. Великий князь Владимир привез и ...

Виды арифметических задач
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной. Составная зад ...

Результаты использования развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста
В данном параграфе мы представим результаты создания предметно-развивающей среды и экологического образования детей с помощью этой среды. Проводя с детьми экологические занятий и создавая вокруг них соответствующую экологическую среду, мы делали постоянные наблюдения, и в конце 2011 года провели та ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru