Анализ специфических методов и приемов, существующих сегодня в вокальной педагогике, показал, что все они в конечном счете направлены на создание тех или иных условий для работы гортани в определенном голосовом режиме, что связано с понятием регистров голоса.
Современные методы музыкального воспитания разнообразны, они объединяют и познавательные процессы с практическими умениями. Это методы, отражающие специфику певческой деятельности: концентрический, фонетический, фонопедический, объяснительно-иллюстративный, мысленного пения, сравнительного анализа.
Концентрический метод
Основоположник М. Глинка. Универсален для детей и взрослых. Сначала нужно усовершенствовать натуральные тоны.
1. Главное пение без предыхания.
2. Пение звука «А».
3. Непринужденность и свобода в голосообразовании.
4. Петь не громко и не тихо.
5. Уметь долго тянуть ноту.
6. Петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру звуком.
7. Соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений.
Фонетический метод
Каждая фонема, слог или слово целостно организует работу голосового аппарата. От способа артикуляции зависит окраска голоса – темная, светлая, далекая, близкая, открытая, прикрытая. Зная взаимосвязь работы артикуляционного аппарата и гортани, можно целенаправленно управлять многими качествами тембра.
С целью достижения легкости, полетности, звонкости голосов – приблизить исполнение гласных «на полуулыбке», это первоочередная задача. Позже округление звука можно осуществить за счет губ. Добиться это легче, если у детей сформировано вокально-слуховое представление о близкой и далекой вокальной позиции.
Ценный прием использовал А.В. Свешников – это зевнуть перед началом пения – это снимает мышечные зажимы голосового аппарата и активизирует мягкое небо.
Нахождению близкой вокальной позиции способствуют санорные гласные Р, Л, М, Н и З.
Согласные делятся на звонкие и глухие. По мере удаления места образования от губ к гортани – выстраиваются в последовательность: М – Б – В – Д – З – Н – Л – Р – Ж, глухие Р – Ф – Т – С – Ц – Ш – К – Х.
Наиболее мягкие из них полярны: М – Г, чем дальше по ряду от них к середине – произношение сложнее, тем богаче сложное сочетание работающих артикуляционных органов.
Все глухие согласные, где голос выключен, тянут голосовой аппарат к речевой установке, поэтому произношение должно быть спрессовано, окружено гласными, произношение быстрее, чтобы гортань не успела отключить от певческой позиции. Это сэкономит расход дыхания и будет способствовать выработке кантилены. Вокализация на гласных У, О, А используется на выпевании песенного материала, что целесообразно для выработки кантилены, формирования навыка удерживания гортани в стабильном положении, с целью выравнивания тембрового звучания.
Метод мысленного пения
Или внутренне пение, один из основных в вокальной работе. Ребенок проваривает мысленно слова, которые говорил вслух. Микродвижения голосового аппарата при этом представляет слепок истинных его движений в процессе реального проговариваия. У детей, начинающих петь, нет вокального опыта, поэтому и нет микродвижений голосового аппарата в процессе мысленного пения.
У людей с вокальным опытом при пении наблюдается мышечная активность и выражается в тонических мышечных натяжениях, настраивающих гортань на воспроизведения звука, мысленно пропеваемого в данный момент. Использование мысленного пения в начальном этапе имеет смысл, так как выполняет роль активизации слухового внимания, направленного на воспитание и запоминание звукового эталона. Это подготовит к более успешному вокальному воспитанию, ибо научиться правильно интонировать и воспроизводить звук можно только в пении.
Новости образования:
Уровни сформированности культуры межнационального общения
Выделенные в предыдущем параграфе критерии сформированности культуры межнационального общения служат исходными в определении уровней его развития у школьников. Процесс развития личностного качества имеет свою логику. Это процесс движения формируемого качества личности от простого к сложному, от низ ...
Рекомендации для развития познавательных
способностей школьников на факультативных занятиях по информатике и ИКТ
Хотелось бы предложить ряд мер, направленных на развитие познавательных способностей школьников посредством факультативных занятий по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Компьютер – это инструмент. Очень удобный, очень функциональный и интересный. С помощью компьютера можно сд ...
Методики проведения исследования и разработки мультимедийного
учебно-методического пособия
Методика: "Что важнее?" Авторами данной методики являются В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева. Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ) Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль пов ...