Большинство используют нефальцетный регистр, для которого вся октава является не серединой, а высокой тесситурой, в результате они начинают кричать, приобретая хронические и узловые ларингиты или «гудеть».
Проблема «гудошников» порождена нецелесообразным выбором регистрового режима в соответствующей тональности.
Одной из задач фонопедического метода является овладение произвольным управлением регистрации и целесообразное их использование. Выбор тесситуры и тональности имеет к этой задаче прямое отношение, ибо связан с реализацией ее непосредственно в процессе музицирования.
Организация на использование регистров в фонопедическом методе.
1. Тесситура фа1 – си1 самая неудобная.
2. Нефальцетный регистр фам – ми1 (это середина).
3. Фальцетный регистр фа1 – ля2 (середина си1 – фа2).
Для равномерного развития регистровых механизмов необходимо развивать фальцетный регистр у детей в партии, альта и нефальцетный у партии сопрано. Тональности пересмотреть в сторону повышения (ля1 – соль2). Выявить детей, поющих только нефальцетным регистром и выделить их в отдельную группу.
Фонопедический подход предполагает развитие у детей всего комплекса средств академического певческого голосообразования, в результате чего, взрослея, дети продолжают пользоваться теми же навыками.
Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным
Метод показа учителя и воспроизводства детьми на основе подражания наряду с методами воздействия их на сознание.
Показ позитивный и негативный. Дети сами выбирают нужный вариант. Иначе подражание слепое, а не осознанное. Показ в сочетании со словом учителя. Обсуждение, как и почему следует исполнять.
Различаются показ (подражание) в вокально-технической и художественно-исполнительной работе этот метод неизбежен и в меру необходим (при наличии однородности голоса учителя и учеников).
Метод показа сложился в XVI-VII вв. Учитель должен уметь показать, используя различные регистры своего голоса.
Особенно не следует увлекаться методом показа и подражания в художественно-исполнительских моментах. Целесообразно воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, чтобы они почувствовали и пережили художественный образ, в поисковой ситуации наводящими вопросами найти соответствующие исполнительские приемы – это путь к развитию мышления, проявления самостоятельности и творчества.
Механизм подражания образуется подсознательно и дает возможность закрепить то, что возникает непроизвольно. Опора на слуховое восприятие идет по пути от подражаний на уровне подсознания к постепенному осмыслению своих вокальных движений и самостоятельному их осмыслению. Поэтому на начальном этапе в технической работе этот метод преобладает, а в дальнейшем используется минимально.
Метод сравнительного анализа
Используется с первых уроков, когда дети дают оценку певческому звуку (красиво, некрасиво, правильно, неправильно). Аналитические умственные операции развивают мыслительные способности, вокальный слух, художественный вкус. Дети учатся слушать и слышать не только себя, формируют навыки самоконтроля.
Целесообразно использовать записи занятий и голосов, углубляются и уточняются представления о качестве звука и способах его образования.
С общедидактической точки зрения применяются следующие методы и приемы:
1. Наглядный метод (слух, зрит.)
2. Словесные методы (беседа, обсуждение способов исполнения, введение новых понятий, оценка исполнения, анализ недостатков и т.д.).
Новости образования:
Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры
Прочные знания, умения, навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезные занятия сделать для детей занимательными. Активизация познавательной деятельности учащихся одна из основных задач учителей начальных классов в обуче ...
Понятие общения, его уровни и виды
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; устано ...
Возрастные особенности детей
10 – 15 лет и их готовность к иноязычной диалогической речи
Овладение иноязычной диалогической речью представляет некоторые трудности для школьников. Первая причина этого вызвана тем, что диалогическая речь объединяет два вида разговорной деятельности – аудирование и говорение. В связи с этим второй партнер должен понять реплику первого партнера и быстро и ...