Высшей формой внутренней организации группы является коллектив. Но не всякая внешне - и внутреннеорганизованную группу можно назвать коллективом. Это основная проблема теории коллектива не только сразу понятна, но многими не понимается правильно и поныне.
Известны случаи, когда в своих монографиях Л. Войтоловский и В.М. Бехтерев термин "групповой" совершенно необоснованно заменили на термин "коллективный" /1/. И что уже совсем недопустимо, в современной литературе по кибернетике начинает все чаще мелькать сочетание "коллектив роботов".
Ошибки в понимании коллектива определяются неправильным, некритичным, заимствованным из буржуазной социальной психологии пониманием его только через "общую цель групповой деятельности". Вместе тем если реальная группа не обязательно характеризуется общением в деятельности, то для коллектива этой характеристики недостаточно. Кроме того, коллективу свойственны не только общие цели, но совпадающие у его членов общие мотивы их деятельности.
Проблемы в понимании сути коллектива, естественно, влекут сложности в процессе формирования коллектива, что является актуальным для образовательных учреждений. Ведь среди различных типов и видов коллективов особое место занимают учебно-воспитательных коллективы, например, коллектив школьников. Такие коллективы являются основой для формирования личности нового человека. Они служат базой для подготовки к жизни и деятельности в других типов и видов коллективов - производственных, спортивных, семейных и др.
Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, А.И. Уманский, А.Е. Лутошкин рассматривали стадии формирования коллектива, факторы, влияющие на его формирования, изучали коллектив как основной принцип воспитательной работы, а также изучали такую форму организации в других аспектах.
Формирование и развитие личности детерминировано условиями жизнедеятельности индивида. "В своем практическом выражении вопрос о детерминированности психических явлений, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это вопрос об их управляемости, о возможности их направленного изменения в желательную для человека сторону…" /2/.
Современные психологи Н. Версов, п. Хаккарайнен изучают предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников, что позволяет раскрыть динамический характер связи между социальной ситуацией развития (Л.С. Выготский) и принципом ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев) /3/. Кроме того, давно назрела встреча психологической теории деятельности и психологической теории коллектива, вопрос лишь в организации сотрудничества между индивидуальным и коллективными субъектами, который рассматривается В.В. Давыдовым, а недавно и А.К. Дусовицким /4/.
В последние время Ершовой рассматриваются различные способы организации деятельности коллектива, например, ритуал /5/. А развитие классного коллектива на практике изучается известными и доступными методам. В 1982 году Шиловой М.И. была разработана диагностическая программа изучения развития классных ученических коллективов, с учётом главных и существенных характеристик коллектива как субъекта и объекта воспитания, на основе теоретических положений ведущих исследователей коллектива /6/.
Если же педагог недостаточно четко представляет себе модель, необходимо помочь ему, дать хотя бы ориентировочную программу, отражающую основную сущность модели. На современном этапе развития школ учительство подготовлено для научного управления коллективом и испытывает потребность в соответствующим доступных методических руководствах.
Именно поэтому создание учебно-методического пособия по теме: "Формирование коллектива учащихся" является необходимом способом, который бы мог способствовать эффективному решению ряда проблем в развитии классного коллектива. Такое пособие может выполнять роль носителя справочной информацию.
Практическая значимость работы.
Пособие, выполненное в электронном виде, с использованием информационных технологий может обеспечивать:
быструю обратную связь между пользователем и отдельной программой;
сбор, накопление информации об изучаемых объектах, процессах, явлениях (психолого-педагогическое наследие, признаки и закономерности развития коллектива, разнообразные методы его изучения и др.);
архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа;
пользование учебно-методической информацией в более удобном режиме;
Кроме того, другой аспект проведённого исследования, психолого-педагогический, на практики будет способствовать эффективному формированию коллектива старшеклассников средней школы № 24, а в дальнейшем и становлению других классных коллективов образовательных учреждений, при применении результатов исследования педагогами по аналогии и с опорой на информацию, содержащуюся в мультимедийном учебно-методическом пособии.
Цель работы является создание мультимедийного учебно-методического пособия по теме: "Формирование коллектива учащихся".
Задачи дипломной работы:
Обзор мультимедийных технологий, который могут быть использованы для создания учебно-методического пособия.
Обзор и анализ литературных источников по теме: "Коллектив учащихся".
Разработка структуры учебно-методического пособия.
Выбор программных средств для создания мультимедийного учебно-методического пособия.
Создание мультимедийного учебно-методического пособия.
Апробация мультимедийного учебно-методического пособия.
Изучение классного коллектива.
Разработка рекомендаций психологической коррекции формирования коллектива учащихся.
Апробация этой рекомендаций.
Повторная диагностика коллектива учащихся.
Объект исследования - процесс формирования коллектива учащихся.
Предмет исследования - уровень развития группы учащихся.
Субъект исследования - учащиеся общеобразовательной средней школы № 24 г. Красноярска.
Методы исследования: Методики "Оценка психологической атмосферы группы", "Что важнее?" и "Определение уровня развития группы", наблюдение, другие методы, используемые для психокоррекции.
Гипотеза исследования. В основе исследования лежит следующие предположения. Развитию классного коллектива может способствовать коррекционная работа, в виде предложенных рекомендаций.
Новости образования:
Тестирование педагога на определение уровня педагогической культуры
Можно ли определить творческую индивидуальность как процесс культуры педагогического труда? Я убеждена, что ответить на такой вопрос однозначно просто невозможно. Любые суждения здесь будут относительными. Поэтому предлагаемые ниже вопросы — только попытка определить, насколько творческая инд ...
Программа, техника тренировки мнемических
способностей в учебной деятельности
Проанализировав литературу и некоторые методики («Развитие памяти. Система приемов» Ю.К. Пугач), мы предлагаем примерную программу для развития мнемических способностей у школьников. Составляя эту программу, мы ориентировались на то, что данные приемы смогут помочь учащимся легко усваивать большое ...
Замысел эксперимента. Программа эксперимента
Среди учащихся 10-го класса был проведен тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами. Тест предназначен для выявления умения выполнять основные логические операции над геометрическими фигурами (аналогии, классификации, построение закономерности) и рассчитан на работу с уча ...