называть результат счета, т. е. соответствующее число;
формирование умения сравнение предметных совокупностей.
Материал:
наборное полотно;
рисунки ёжиков,
Ход:
Учитель расставляет на наборном полотне ёжиков, на разных уровнях.
Послушайте сказку: Шли как то ёжики в лес, за грибами, но заблудились в тумане и оказались на разных уровнях. Посмотрите и скажите:
- Сколько ежиков в верхнем ряду?
- Сколько ежиков в нижнем ряду?
- В каком ряду ежиков больше?
- Почему? (есть лишний ежик).
- В каком ряду ежиков меньше?
- Почему? (не хватает одного ежика).
- Какую цифру надо поставить напротив ежиков верхнего ряда? (4)
- Какую цифру надо поставить напротив ежиков нижнего ряда? (5)
- Какое число больше: 4 или 5?
- Почему 5 больше, чем 4? Покажи на ежиках.
- Какое число меньше: 5 или 4? Покажи на ежиках.
Затем детям предлагается доказать, что 4 меньше 5, а 5 больше 4 на других множествах (на грибах, бабочках и т.п.), расставляя их элементы в два ряда и сохраняя взаимнооднозначное соответствие между ними.
- А тут вдруг туман стал совсем густым…. И ёжики исчезли из виду.
После этого учитель переворачивает наборное полотно тыльной стороной и предлагает ребятам вспомнить – сколько ёжиков было, и в каком ряду.
- Молодцы! Теперь ежики точно знают, сколько их в каждом ряду и это поможет им вернуться домой не боясь тумана.
Далее требуется уравнять количество элементов в сравниваемых множествах:
- Что надо сделать, чтобы в верхнем ряду ежиков стало столько же, сколько в нижнем? (Добавить 1 ежика).
- Что надо сделать, чтобы в нижнем ряду ежиков стало столько же, сколько в верхнем? (Убрать 1 ежика).
Учащиеся таким образом учатся сравнивать предметные множества и одновременно числа, которые являются характеристикой этих множеств. От сравнения множеств, состоящих из однородных предметов, переходят к сравнению множеств, состоящих из разнородных предметов. Задания постепенно усложняются. Детям предлагается не только сравнить конкретные множества, но и подобрать определенное количество элементов:
- Сосчитай, сколько учащихся в классе?
- Сколько надо взять карандашей, чтобы хватило всем детям?
- Обведи 5 клеток. Возьми столько же елочек. Сколько елочек надо взять?
Постепенно от сравнения рядом стоящих чисел переходят к сравнению любых двух чисел. Учащиеся должны не только уметь сравнивать данные числа, но и самостоятельно подбирать большее (меньшее) количество предметов. Например, учитель дает ребенку 3 белые палочки. Ребенок выполняет следующие задания:
- Сосчитай, сколько здесь белых палочек? Покажи цифрой.
- Отсчитай красных палочек больше (каждый ребенок может отсчитать любое количество палочек: 4, 5, 6 и т.д.).
- Сколько красных палочек ты отсчитал? Покажи цифрой.
- Какое число больше (меньше)? (каждый ребенок сравнивает свои числа).
- Сколько лишних единиц в большем числе?
- Сколько недостающих единиц в числе 3?
- Что надо сделать, чтобы красных палочек стало столько же, сколько белых?
- Что надо сделать, чтобы белых палочек стало столько же, сколько красных?
После того, как учащиеся научились сравнивать предметные совокупности, переходят к сравнению чисел, абстрагируясь от конкретных множеств:
Новости образования:
Эмпирическое исследование роли активных форм профориентационной работы в
профессиональном самоопределении учащихся старших классов
Педагогический эксперимент осуществлялся в соответствии с поставленными задачами в данной работе. Эмпирическое исследование по изучению роли активных форм профориентационной работы на профессиональное самоопределение старшеклассников проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждени ...
Сущность понятий
«здоровье», «здоровый образ жизни»
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность ...
Принципы разработки учебного материала для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
При разработке, любой учебный материал должен отвечать определенным образовательным принципам. «Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деяте ...