называть результат счета, т. е. соответствующее число;
формирование умения сравнение предметных совокупностей.
Материал:
наборное полотно;
рисунки ёжиков,
Ход:
Учитель расставляет на наборном полотне ёжиков, на разных уровнях.
Послушайте сказку: Шли как то ёжики в лес, за грибами, но заблудились в тумане и оказались на разных уровнях. Посмотрите и скажите:
- Сколько ежиков в верхнем ряду?
- Сколько ежиков в нижнем ряду?
- В каком ряду ежиков больше?
- Почему? (есть лишний ежик).
- В каком ряду ежиков меньше?
- Почему? (не хватает одного ежика).
- Какую цифру надо поставить напротив ежиков верхнего ряда? (4)
- Какую цифру надо поставить напротив ежиков нижнего ряда? (5)
- Какое число больше: 4 или 5?
- Почему 5 больше, чем 4? Покажи на ежиках.
- Какое число меньше: 5 или 4? Покажи на ежиках.
Затем детям предлагается доказать, что 4 меньше 5, а 5 больше 4 на других множествах (на грибах, бабочках и т.п.), расставляя их элементы в два ряда и сохраняя взаимнооднозначное соответствие между ними.
- А тут вдруг туман стал совсем густым…. И ёжики исчезли из виду.
После этого учитель переворачивает наборное полотно тыльной стороной и предлагает ребятам вспомнить – сколько ёжиков было, и в каком ряду.
- Молодцы! Теперь ежики точно знают, сколько их в каждом ряду и это поможет им вернуться домой не боясь тумана.
Далее требуется уравнять количество элементов в сравниваемых множествах:
- Что надо сделать, чтобы в верхнем ряду ежиков стало столько же, сколько в нижнем? (Добавить 1 ежика).
- Что надо сделать, чтобы в нижнем ряду ежиков стало столько же, сколько в верхнем? (Убрать 1 ежика).
Учащиеся таким образом учатся сравнивать предметные множества и одновременно числа, которые являются характеристикой этих множеств. От сравнения множеств, состоящих из однородных предметов, переходят к сравнению множеств, состоящих из разнородных предметов. Задания постепенно усложняются. Детям предлагается не только сравнить конкретные множества, но и подобрать определенное количество элементов:
- Сосчитай, сколько учащихся в классе?
- Сколько надо взять карандашей, чтобы хватило всем детям?
- Обведи 5 клеток. Возьми столько же елочек. Сколько елочек надо взять?
Постепенно от сравнения рядом стоящих чисел переходят к сравнению любых двух чисел. Учащиеся должны не только уметь сравнивать данные числа, но и самостоятельно подбирать большее (меньшее) количество предметов. Например, учитель дает ребенку 3 белые палочки. Ребенок выполняет следующие задания:
- Сосчитай, сколько здесь белых палочек? Покажи цифрой.
- Отсчитай красных палочек больше (каждый ребенок может отсчитать любое количество палочек: 4, 5, 6 и т.д.).
- Сколько красных палочек ты отсчитал? Покажи цифрой.
- Какое число больше (меньше)? (каждый ребенок сравнивает свои числа).
- Сколько лишних единиц в большем числе?
- Сколько недостающих единиц в числе 3?
- Что надо сделать, чтобы красных палочек стало столько же, сколько белых?
- Что надо сделать, чтобы белых палочек стало столько же, сколько красных?
После того, как учащиеся научились сравнивать предметные совокупности, переходят к сравнению чисел, абстрагируясь от конкретных множеств:
Новости образования:
Понятие, функции и роль образования в развитии гармоничной личности
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому подде ...
Познавательные возможности учащихся
Под реальными учебными возможностями понимается совокупность психологических, физиологических и моральных потенций личности, а также опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности. В ходе обучения надо следить за динамико ...
Результаты констатирующего эксперимента
Результаты анкетирования проведенного нами с целью выяснения отношения младших школьников к использованию дидактических игр на уроках дал следующие результаты (См. диаграмму №1-№5): Диаграмма №1 Какие уроки ты больше всего любишь? Диаграмма №2 Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на ...