Из таблицы № 9 следует, что в конце эксперимента произошло уменьшение количества школьников низкого уровня на 30,4%, против 10,1% в контрольных группах. Если в экспериментальных группах на конец эксперимента совсем нет учащихся негативного уровня, то в контрольных группах их стало даже больше на 0,5%. Увеличилось количество школьников среднего уровня на 9,5%, против 7,4% в контрольных группах, а также на 24,8%, увеличилось количество школьников высокого уровня в экспериментальных группах, против 2,2% в контрольных.
Результаты экспериментальной работы дают основание рассматривать приведенный нами вариант построения педагогического процесса как эффективное средство формирования у школьников культуры межнационального общения как качества личности. При сравнении результатов массового опыта и экспериментальных групп по развитию всех структурных компонентов культуры межнационального общения явно просматривается существенная разница. На основании этого можно сделать вывод, что задачи формирующего эксперимента решены, а выработанная и представленная система педагогических средств и условий способствовала формированию исследуемого качества у школьников.
Существующая в настоящее время потребность в гармонизации межнациональных отношений привела к актуализации проблемы воспитания культуры межнационального общения у подрастающего поколения. Указанную потребность в определенной мере позволяют реализовать выводы проведенного диссертационного исследования.
Итогом решения первой задачи явилось уточнение понимания культуры межнационального общения, которая представляет собой систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей.
Культура межнационального общения видится нам в единстве когнитивного, перцептивного и практического компонентов. Единство этих компонентов позволяет нам в полной мере реализовать наиболее ценные, по нашему мнению, функции исследуемого качества.
В ходе решения второй задачи нашего исследования определены уровни сформированности культуры межнационального общения:
- высокий, средний, низкий, негативный;
- признаки сформированности искомого качества, к которым мы отнесли: следование ценностям, принятым в мировом обществе: добро, красота, трудолюбие, честность, патриотизм, гуманизм и т.п. и принятие общечеловеческих ценностей на базе национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии);
- желание посещать выставки народного творчества, читать книги, смотреть фильмы и передачи о культуре и истории разных народов, принимать участие в национальных праздниках;
- самоидентификация по национальному признаку; положительное отношение к национальной истории и культуре;
- бережное отношение к национальным ценностям и традициям;
- понимание и принятие другой культуры;
- мирное, дружеское отношение к людям других национальностей;
- желание развить отношения с людьми других национальностей;
- уважение людей другой национальности их культуры и истории;
- соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении;
- интегрирование культурных традиций при общении представителей разных национальностей;
- индифферентное поведении при общении с людьми других национальностей.
В ходе решения третьей задачи дипломного исследования выявлены педагогические средства формирования культуры межнационального общения. Решение этой задачи осуществлялось путем изучения научно - теоретической литературы и анализа работы учителей общеобразовательных школ, чей опыт оказывает более заметное влияние на изучаемое качество обучающихся.
Охарактеризованные нами возможности педагогических средств таких, как слово, тренинги, патриотическое воспитание, национальные праздники, народные игры, фольклорные концерты, выставки по национальной культуре в большей части охватывают структурные компоненты и содержательные элементы культуры межнационального общения. В данном исследовании выбрана та система средств, которая была адекватна логике развития искомого качества и применялась в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Новости образования:
Формы, методы и приемы работы по формированию «дизайнерского мышления» и изобразительных
способностей
С целью коррекционной работы мы можем провести дидактические игры, которые помогают создать особую эмоциональную атмосферу, вызвать интерес детей к дизайнерской деятельности. Дидактические игры творческой направленности могут быть включены во все виды занятий, а могут проводиться и вне занятия во в ...
Муниципальная система образования города Нижнего Новгорода
На сегодняшний день в г.Н.Новгород работает 360 муниципальных детских садов. По состоянию на 1 октября 2010 года количество детей в муниципальных дошкольных учреждениях составляло 4,9 тыс. детей, что на 1 тыс. 826 детей больше, чем в 2008 году. Разработана программа "Развитие сети муниципальны ...
Методика обучения диалогу младших школьников на уроках английского языка на
начальном этапе
В данном пункте нам хотелось бы проанализировать две методики по формированию диалогических умений у младших школьников на уроках английского языка. Это методика по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Сначала рассмотрим алгоритм работы по формированию диалогических умений учащихся младше ...