Экспериментальное исследование: процедура, результаты и их обсуждение

Страница 11

Примечание к таблице 2: э – экспериментальная группа; к – контрольная группа; n – объем выборки; М – среднее арифметическое значение выборки; Т – большая из двух ранговых сумм; U – критерий Манна-Уитни; Р – вероятность ошибки. Различия между выборками являются значимыми при р < 0,05.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет утверждать о стимулирующем воздействии образовательной среды ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 на развитие психических процессов детей дошкольного возраста тесно связанных с центральными линиями психического развития дошкольников и, прежде всего, с развитием наглядно-образного мышления, образной памяти и восприятия.

Экспериментальное подтверждение о наличии интеграции мотивационного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в развитии дошкольников в учебно-воспитательном процессе было получено при изучении взаимосвязи интегральных показателей психического развития дошкольников. Отправной точкой исследования было понимание того, что в реальности ни один из психических процессов не функционирует независимо от других. Развитие происходит не путем частных изменений, а, прежде всего, вследствие изменения механизма взаимодействия этих процессов. Поведение ребенка следует рассматривать как интегрированный феномен, в который каждый психический процесс вносят свой вклад.

Для изучения корреляционной связи интегральных показателей психического развития детей был использован метод ранговой корреляции Спирмена. Интегральные показатели психического развития вычислялись по результатам детей, показанным при выполнении тестов по мотивационному, когнитивному, эмоциональному, поведенческому направлениям и, в частности, на образно-логическое, наглядно-действенное, креативное мышление, образную память, восприятие. Эти показатели были выбраны не случайно. Развитие этих психических процессов в дошкольном возрасте сходно по своему характеру и находится в тесной взаимосвязи. Полученные в ходе исследования результаты были проранжированы. В соответствии с правилами ранжирования 1 ранг начислялся наименьшему значению, лучшему показателю присваивался наибольший ранг. При построении векторных оценок были учтены требования математической строгости применения комплексных оценок, которые предполагают: произведение операции комплексной оценки с однородными величинами и в шкалах отношений или интервалов.

Таблица 11 Ранговая корреляционная связь интегральных показателей психического развития детей 5–6 лет по результатам диагностики первого этапа исследования

Группа

N

Возраст

5 лет

6 лет

r Cпирмена

Р

r Спирмена

Р

Э

12

0,476

р<0,01

0,507

р<0,05

К

12

0,284

р<0,10

0,352

р<0,05

Таблица 12. Ранговая корреляционная связь интегральных показателей психического и двигательного развития детей 5–6 лет по результатам диагностики второго этапа исследования

Группа

N

Возраст

5 лет

6 лет

r Спирмена

Р

r Cпирмена

Р

Э

12

0,411

р<0,05

0,550

р<0,05

К

12

0,330

р<0,10

0,363

р<0,05

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Новости образования:

Почитание Богородицы первыми христианами
Еще первые христиане почитали Богородицу, это подтверждается наличием её изображений второго века в римских катакомбах. В этих катакомбах христиане совершали богослужения, скрываясь от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения Девы Марии (например, фрески Киметерия При ...

Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников
Цель: - проанализировать педагогические условия экологического образования детей старшего возраста; - выявить уровень сформированности представлений о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста. В своей работе мы исходили из того, что экологическое воспитание старших дошкольни ...

Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке
Использование идей коллективизма в педагогике восходит к XVII веку и находит свое отражение в исследованиях и практике И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Во второй половине XIX – начале XX века происходит становление и развитие теории воспитания коллектива. К этому времени относят ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru