Экспериментальное исследование: процедура, результаты и их обсуждение

Страница 12

Примечание к таблицам 3 и 4:

1. При коэффициенте корреляции r > 0,70 наблюдается тесная, или сильная взаимосвязь двух показателей; при 0,50 < r < 0,69 – средняя; при 0,30 < r < 0,49 – умеренная; при 0,20 < r < 0,29 – слабая; при r < 0,19 – очень слабая взаимосвязь.

2. При r соответствующей уровню статистической значимости p < 0,01 наблюдается высокая значимая корреляция; при p < 0,05 – значимая корреляция; при p < 0,10 – тенденция достоверной связи; при p > 0,10, то есть не достигшим уровня статистической значимости, – незначимая корреляция.

На первом этапе исследования была выявлена умеренная статистически значимая положительная корреляционная связь интегральных показателей психического развития детей 5 и 6 лет контрольной и экспериментальной групп.

На втором этапе исследования в экспериментальной группе значения корреляционной связи интегральных показателей стали выше. У детей 5 лет наблюдалась умеренная теснота корреляционной связи. У старших дошкольников в 6 лет сила связи достигла среднего статистически значимого уровня. На втором этапе исследования, у дошкольников экспериментальной группы наблюдалась средняя положительная корреляция интегральных показателей психического развития (табл. 12).

У детей контрольной группы значительных изменений в ходе исследования (эксперимента) не произошло. У пятилетних дошкольников наблюдалась умеренная статистически значимая положительная теснота связи. У детей старшего дошкольного возраста и на первом этапе эксперимента и на втором этапе теснота связи не выходила за пределы умеренной положительной зависимости (табл.11 и 12).

Наличие положительной корреляционной статистически значимой взаимосвязи интегральных показателей психического развития в исследуемых группах объясняется основным принципом функциональной организации мозга человека, которая заключается в том, что все виды деятельности человека регулируются сложной функциональной системой, включающей совместную работу многих зон головного мозга, каждая из которых вносит свой вклад.

Более тесная положительная корреляционная связь изучаемых показателей, наблюдаемая в экспериментальной группе, доказывает, что построение обучения дошкольников в специально организованной среде, с благоприятными педагогическими условиями и средствами (экспериментальной программой и психолого-педагогической технологией) на уровне предметного и символического действия стимулировало интеграцию мотивов, эмоций, умственной и двигательной активности дошкольников.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что проблема развития дошкольников решается не в результате прямого взаимодействия с внешним физическим окружением, а опосредованы социальной и культурной средой. Можно выделить условно два плана развития ребенка: сенсорное (чувственное) направление и мыслительные, речевые, двигательные акты по представлению. Степень осознания их индивидом, а, следовательно, и произвольности управления различна.

Сенсорное (чувственное) направление в развитии ребенка определяется наличной ситуацией и имеет характер приспособительного акта. Оно как бы слито с внешней физической средой и, как правило, не осознается человеком. Обучение, осуществляемое по представлению, является проявлением познавательной, творческой, двигательной активности ребенка и осознается им. Оно представляется ему как его личное действие по отношению к находящемуся во вне миру. Это поведение как результат воздействия организованной социокультурной и образовательной среды дошкольного учреждения, выполняемое по подражанию, по образцу, по словесному описанию и присваивается субъектом как культурный эталон.

Анализ результатов эксперимента подтвердил основную гипотезу исследования. Предположение о том, что развитие детей дошкольного возраста будет более успешным при организации развивающей среды. Основными составляющими среды дошкольного учреждения являются педагогические условия и средства обучения.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Новости образования:

Особенности методов решения логических задач
Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные понятия информатики, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические п ...

Особенности организации внеклассной воспитательной работы по иностранному языку со старшеклассниками
Начальный этап организации внеклассной работы по иностранным языкам (5-6 классы), в основном, совпадает с младшим подростковым возрастом. Учащиеся этих классов имеют много общего с младшими школьниками, однако в пятом классе изменяются условия их жизни и учебной деятельности. Что предъявляет более ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости
Кузнецова Л.В. (2002) даёт следующее определение умственной отсталости: «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.» [29. С.34]. Назаровой Н.М. (2002) приведены следующие данные: г ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru