Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 17

В 17 других классах динамика развития косила несколько иной характер: их объединило отсутствие заметных спадов, движение в основном шло только вверх, хотя и не исключались различного рода задержки, топтание на месте. Здесь, например, мы встретились с классом, который на четвертом году обучения представлял собой ассоциацию, а к шестому-седьмому классу продвинулся до кооперации. Учащиеся одного из четвертых классов были номинальной группой, в пятом представляли собой ассоциацию, в шестом - кооперацию, в седьмом - автономию. Один из классов за девять лет сумел достичь только уровня ассоциации; другой шел более ритмично: в пятом классе - кооперация, в шестом - автономия, в седьмом - вплотную подошел к коллективу.

Для 13 классов была характерна ярко выраженная остановка в развитии. На уровне кооперации один из этих классов задержался на пятом, шестом, седьмом и восьмом годах обучения; другой - на пятом, шестом и седьмом. На уровне автономии, например, один класс был с четвертого по восьмой, другой - с пятого по седьмой; на уровне ассоциации два класса остались в течение шестого - восьмого годов обучения.

Один класс в течение четырех лет - с шестого по девятый классы - держался на самом высоком уровне - уровне коллектива; в то же время 5 классов за семь или девять лет выше номинальной группы так и не поднялись.

В течение учебного года классы, как выяснилось, тоже не стоят в своем развитии на месте. Два восьмых класса в начале учебного года представляли собой ассоциации, а к концу года - уже кооперации. Седьмой класс в начале учебного года был группой-автономией, а в четвертой четверти опустился до номинальной группы. Девятый класс на первое сентября был номинальной группой, через месяц стал кооперацией, а к концу года достиг уровня группы-автономии.

Таким образом, путь к коллективу - это далеко не прямолинейное движение от низшего уровня к высшему. Неравномерность психологического развития классов характеризуется наличием периодов быстрых спадов и подъёмов, длительных задержек. Как пойдет это движение и чем оно завершится, зависит от многих факторов.

Диалектический метод познания процесса развития направляет наше внимание на поиск его источников и механизмов в противоречиях внутри самого развивающегося объекта - коллектива.

Прежде всего, попробуем ответить на вопрос о том, что привлекает и удерживает человека в том или ином объединении, что ищет личность в коллективе. На этот вопрос можно ответить так: в коллективе человек имеет возможность удовлетворить важные социальные потребности, Прежде всего ту, что Экзюпери назвал единственной в мире роскошью, - роскошь человеческого общения. Психологи в этом случае говорят о потребностях человека в эмоционально-положительных контактах: потребности в признании, уважении, взаимопонимании, престиже и т.п.

Попадая в определенную группу людей, человек со временем принимает взгляды, нормы и ценности, обычаи и традиции группы, следует предъявляемым к нему требованиям и заданным правилам поведения. Другими словами, индивид в определенной степени отождествляет себя с теми, с кем учится или работает. Без идентификаций личностей с коллективом не может быть общности, характерной для коллектива. Это одна из важных сторон психологического включения учащихся в коллектив. Есть и другая, не менее значимая.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19

Новости образования:

Использование наглядности и химического эксперимента при проверке знаний, умений и навыков
Теоретические знания по химии нельзя проверять в отрыве от умений и навыков. Преподавание химии требует широкого использования химических опытов и наглядных пособий. Устный ответ учащихся, когда это необходимо, должен сопровождаться выполнением необходимых практических заданий, в частности проведен ...

Методические рекомендации по диагностике качества знаний
форма урок начальный школа Задача учителей начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоты человека, приобщать ег ...

Воспитательный процесс, необходимый для формирования качеств детской личности
Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка. С первых лет жизни под влиянием взрослых ребенок в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru