В коллектив объединяются не просто индивиды, а личности, каждая из которых имеет свои особые черты характера, интересы, достоинства и недостатки. Личности свойственно самоутверждаться, стремиться быть непохожей на других, быть признанной другими, уважать себя. Если в классном коллективе у человека нет возможности для удовлетворения этих потребностей, то школьники ищут (и часто находят) их в других группах и коллективах.
Стремление к самоутверждению, с одной стороны, и к идентификации с коллективом, с другой, - одно из противоречий, разрешение которого придает жизни школьного класса динамизм, психологически развивает его. Второе противоречие в развитии связано с тем, что класс включен в более широкую общность, в частности в общешкольный коллектив, во взаимодействие с другими коллективами. Такое взаимодействие обостряет противоречие между “я” и “мы" (“я как личность” и “мы как класс”, “пионерский отряд”), “мы" и “они” (“мы - наш класс, наш коллектив”, “они - другие коллективы: школа в целом, соседние классы”).
“Субъективная сторона всякой реально существующей общности людей, всякого коллектива, - писал в связи с обсуждаемым нами вопросом известный советский социальный психолог и историк Б.Ф. Поршнев, - конструируется путем этого двуединого или двустороннего психологического явления, которое мы обозначили выражением “мы" и “они”: путем отличения от других общностей, коллективов, групп людей вовне и одновременного уподобления в чем-либо людей друг другу внутри”.
Наблюдения за развитием ученических объединений показывают, что чем больше классный коллектив включается в жизнедеятельность школьного коллектива и усваивает типичные для школы черты, тем заметнее становятся его особенности. В классе все отчетливее проявляются только ему присущие нормы, обычаи, традиции. Все это находит выражение в разговорах о своем коллективе (“А у нас. ”; “А в нашем классе. ”).
Контакты двух и более первичных ученических коллективов почти всегда сопровождаются видимым или скрытым соперничеством. При этом когда мы - класс превалирует над мы - школа, тогда обособление первичного ученического коллектива (класса, отряда) превращается в оторванность, чрезмерное противопоставление его вторичному (школе, лагерю) или другим, таким же, как и он, первичным коллективам. Бывает и наоборот: общешкольный коллектив, лагерь, какая-нибудь школьная организация, чрезмерно увлеченные делами массового характера, могут психологически нивелировать свои первичные коллективы, как бы пренебрегая их индивидуальными интересами и особенностями. Каждый из таких случаев ведет к обострению противоречия между “мы" и “они”.
Оба эти противоречия существуют в единстве и одновременно проявляются в большей или меньшей степени в разных ситуациях. Под их воздействием ускоряется развитие ученического объединения.
Даже в течение дня коллектив в одних делах может быть высокоорганизованным, целеустремленным, а в других - разобщенной группой. Однако многие черты и особенности (например, ценностно-ориентационное единство, организованность, взаимопонимание, общность эмоциональных переживаний и др.), возникшие и определенное время существовавшие, сохраняются в коллективной памяти класса. Эта память способствует дальнейшему развитию коллектива. Чем чаще и дружнее ребята сообща решают какие-то дела, тем увереннее можно сказать, что объединение школьников приближается к переходу на новый, более высокий уровень коллективного развития.
Новости образования:
Мышление: его закономерности и условия развития
Ребенок пришел в школу учиться – приобретать знания. Конечно, он выучит необходимые правила и законы, сумеет пересказать то, о чем узнает. Но ребенок должен научиться также, применять свои знания в новых, неожиданных ситуациях, находить свои, нестандартные ответы на возникающие вопросы, обнаруживат ...
Общая структура системы образования РФ
Образование (в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании») – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Обр ...
Методика проведения занятия по теме «Двумерные поверхности»
Тема: Двумерные поверхности. Тип урока: Урок введения нового материала, урок-практикум. Цели урока: Обучающая: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний о предмете топология. Ознакомить с понятием двумерных поверхностей. Развивающая: Обеспечить у школьников развитие пространственного ...