Однако, для того чтобы этот переход действительно состоялся, недостаточно только накопить определенный потенциал психологического развития. Необходимы условия, при которых стала бы возможной реализация этого опыта, и они должны быть созданы в ходе школьной жизни. Если этого не происходит, возникает противоречие между возможностями коллектива и его деятельностью, и оно может обостриться. Своевременное разрешение этого противоречия приведет к росту коллектива, задержка - к остановке или даже к обратному движению.
Приведем пример действия этого противоречия во временном юношеском коллективе лагеря “Костёр”.
В первые дни лагерной смены в одном из отрядов подобрались дружные, инициативные ребята. Отряд очень скоро проявил способность к самоуправлению. С момента избрания органов самоуправления отряд получил официальное право на самостоятельность в принятии решений. Однако общие планы работы на день, разработанные руководством лагеря, жестко регламентировали и ограничивали самостоятельную работу отряда, сковывали его инициативу. Большинство организационных вопросов в отряде по-прежнему решалось единолично педагогом, руководившим отрядом. Это лишило отряд самостоятельности. Образовалось противоречие между возможностями коллектива и их реализацией. Ребятам стало скучно, исчезли инициатива, творчество. К счастью, противоречие было снято за счет перестройки отношений в лагере: прекратились мелочная опека и регламентация жизни отрядов со стороны руководства лагеря. Это привело к активизации развития данного отряда в коллектив. В противном случае возникший конфликт мог бы вызвать задержку его развития.
Противоречие между стремлением детского коллектива и самостоятельности и ограничением ее со стороны педагогов, объясняемым (часто вполне обоснованно) тем, что детский коллектив еще не готов к самостоятельному решению сложных задач, - явление нередкое. Нужна перестройка работы как первичного, так и вторичного коллективов, их согласованность. Инициатива в этом деле должна принадлежать педагогическому коллективу.
Новости образования:
Характеристика МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большеутинская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 623346, Свердловская область, Ачитский район, с. Большой Ут, улица Нагорная, 1. Образовательное учреждение строит свою деятельность в соответствии с образовательной программой (70, ...
Развитие мышления при обучении математике
Рассматривая вопрос о средствах и условиях развития мышления, определим эти понятия. Под условиями, согласно теории деятельности, понимают все то, что влияет на характер и эффективность деятельности, а под средством - такие условия, которыми субъект деятельности может произвольно и непроизвольно оп ...
Анализ результатов констатирующего эксперимента
По первому направлению на выявление уровня понимания значений слов были получены следующие результаты. С заданием № 1 на понимание целостных словосочетаний, которые ребенок мог много раз слышать, справились 90% детей в экспериментальной группе, у 10% детей возникли значительные трудности с выполнен ...