Среди всех социально-психологических явлений психологический климат наиболее тесно и глубоко связан с эмоциями и переживаниями людей, выражаясь ярко в их настроениях.
Что же такое психологический климат коллектива? В самом общем виде его можно определить как доминирующий комплекс эмоциональных состояний относительно устойчивый эмоциональный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, общения и отношений в коллективе. Это характеристика эмоциональных реакций членов коллектива на происходящие в нем и вокруг него события.
Для психологически здорового коллектива характерны высокая нравственная атмосфера, дружелюбие, чувства долга и ответственности, взаимная требовательность. В такой атмосфере легко работать и совершенствовать свои знания. Нездоровый психологический климат тормозит развитие коллектива и личности в нем. Он связан с преобладанием отрицательных эмоций, разрушающих взаимоотношения, снижающих эффективность коллективного труда. Психологический климат в ученическом первичном коллективе прежде всего проявляется в общих эмоционально насыщенных отношениях учеников к происходящему. Благоприятный психологический климат в классе проявляется в активности учащихся, их сознательном отношении к учебе и общественной работе. Психологический климат коллектива - это сложная система многообразных положительных и отрицательных эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний. В жизнедеятельности ученического коллектива они выполняют особые функции.
Интегральная, или объединяющая, функция таких эмоциональных состояний людей заключается в сплочении коллектива. Стимулирующая, или активизирующая, функция выражается в повышении общего жизненного тонуса членов коллектива, мобилизации на выполнение стоящих перед коллективом задач. Устойчивые положительные эмоциональные переживания создают “эмоциональные потенциалы” коллектива, запас его жизненной энергии, который реализуется в общественно полезных делах /23/.
Кроме названных функций психологический климат коллектива выполняет еще три: социально-познавательную, стабилизирующую и стилеобразующую. Социально-познавательная функция помогает лучше осознавать, оперативнее и правильнее оценивать результаты своего труда, выделять решенные и нерешенные проблемы и вопросы. Стабилизирующая - способствует формированию у школьников чувства “Мы”, делает их поведение последовательным и устойчивым, существенно облегчая адаптацию новых людей в коллективе. Стилеобразующая функция коллективных эмоций отражена в определенном стиле жизни данного коллектива, отличающего его от других.
Если в ученическом коллективе сложился неблагоприятный психологический климат, то он, конечно же, отрицательно воздействует на коллектив.
Анализ психологического климата класса предполагает тщательное изучение различных эмоциональных состояний учащихся. При этом его нельзя рассматривать как простую сумму состояний отдельных членов коллектива. Психологический климат - это результат взаимных эмоциональных влияний людей друг на друга, которые можно определить словами “заражение” и “внушение”. Эмоциональные состояния способны передаваться от человека к человеку, заражая их общими эмоциями. Взаимные эмоциональные влияния особенно сильны в детских коллективах. Здесь можно отметить определённую закономерность: чем более развит в социально-психологическом плане детский коллектив, тем выраженнее его эмоциональная жизнь и значительнее имеющиеся в нем “эмоциональные потенциалы”.
Новости образования:
Ход и результаты экспериментального исследования
Объектом исследования стали 30 учеников. Из них 16 учеников контрольного класса (11А) и 14 учеников экспериментального класса (11Б). Классы отбирались с тем условием, чтобы между учениками контрольных и экспериментальных классов не было существенных различий в уровнях развития, обученности и воспит ...
Исследовательская деятельность учащихся
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом котор ...
Умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе изучения темы
Умения и навыки распознавания веществ: уметь отличить аммиак, нашатырный спирт от других веществ, распознать соли аммония, оксида азота ( IV ), концентрированную и разбавленную азотную кислоту, соли азотной кислоты. Лабораторные умения и навыки: наливать растворы из склянки в пробирку, брать сухие ...