Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 11

Характеризуя психологический климат, часто употребляется два понятия: настроение и настрой. Первое обычно относится к наиболее общим, длительным, часто повторяющимся, умеренно выраженным и достаточно устойчивым эмоциональным состояниям коллектива. Второе понятие обозначает эмоциональное состояние, возникшее в данный момент времени и отражающее событие коллективной жизни. Настроения и настрой коллектива переплетаются, накладываются друг на друга, образуя динамичную картину эмоциональной жизни ученического коллектива /18/.

Ученые-психологи разрабатывают теорию коллектива и методы его исследования не только ради познания коллектива, но и для управления им. Педагогу-практику легче понять психологию класса, познать происходящие в нем процессы, если он знаком с теорией и методиками исследования коллектива. Но для практики руководства ученическим коллективом педагогу надо знать и действенные пути повседневного влияния на психологические явления в коллективе.

Средства практического воздействия на психологию ученического коллектива, которые здесь рассматриваются, проверены Немовым Р.С. и Кирпичником А.Г. Эти средства прошли испытание в условиях летнего лагеря актива школьников “Костёр" Костромской области применялись к различным по возрасту, индивидуальному составу, целям и задачам совместной деятельности детским коллективам, неоднократно обсуждались в печати и на научно-практических конференциях, в которых кроме специалистов-психологов принимали активное участие педагоги-практики.

Как и у личности, у детского коллектива есть свои ступени роста: младенчество, отрочество, юность и социально-психологическая зрелость. Эти ступени не совпадают с возрастом и этапами взросления самих учащихся. Развитие коллектива происходит по своим законам, имеет собственную логику, свои этапы и закономерности. Попробуем проследить их, проиллюстрировав примерами из детских сочинений, прежде чем переходить к практическим рекомендациям и советам по формированию психологии детского коллектива /22/.

В научной литературе по психологии и педагогике коллектива можно встретить немало различных вариантов описания стадий и уровней, ступеней и этапов, которые группа проходит в своем движении к коллективу. Во многом эти описания сходны, а различия между ними касаются в основном несущественных деталей. Поэтому мы рассмотрим здесь лишь один, на наш взгляд, наиболее удачный вариант такого описания, принадлежащий советским психологам Л.И. Уманскому и А.Н. Лутошкину /24/.

Детская группа в своем развитии на пути к коллективу проходит пять основных этапов, на каждом из них приобретая и проявляя определенные коллективистские качества и отношения.

1-й этап. Номинальная группа. Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. Номинальная группа представляет собой лишь формальное объединение друг с другом ранее незнакомых людей. Здесь осуществляется общее знакомство людей, возникают симпатии в антипатии, происходит первичное распределение обязанностей в совместной работе, приводящее к появлению лидеров. На этом этапе группа может находиться от двух-трех дней до нескольких месяцев. В некоторых случаях возможен временный возврат группы на этот уровень с более высокого.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Новости образования:

Техническое обеспечение демонстрационных опытов
Для правильной постановки демонстрационных опытов по химии в школе, кабинет химии должен быть специально оборудован. Все технические детали приборов должны быть правильно изготовлены и точно настроены. Отрицательное впечатление производят плохо подобранные пробки, трубки с неоплавленными или необре ...

Технология изготовления
Порядок выполнения работ Содержание работ Необходимое оборудование Необходимые инструменты Изготовление заготовки для ножки. Необходимо взять дубовый брус, диаметром примерно 155 мм. Далее нужно остругать брус, выдерживая необходимые размеры и углы. Электрорубанок, электрофуганок, циркулярная пила. ...

Методика работы с листами рабочей тетради на занятии
Лекция рассчитана на двенадцать академических часов. Не более одной пары в один учебный день. В первый день ученикам читается лекция. После прочтения лекции раздаётся первый лист учебной тетради, где ученикам предлагается заполнить пробелы. Это либо какое-то пропущенное понятие, но само определение ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru