Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, во взаимозаменяемости. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать оперативна разрешать возникающие противоречия и конфликты, умение людей в любых ситуациях находить общий язык. Важный признак организованности - готовность его членов, если потребуется, взять на себя руководство коллективом, совместно, слаженно действовать в сложных ситуациях, быстро находить наилучшее распределение обязанностей. От организованности непосредственным образом зависят результаты деятельности коллектива, что позволяет отнести эту характеристику к важнейшим при оценке уровня развития коллектива.
Одним из условий успешной работы ученического коллектива и установления между ребятами доверительных взаимоотношений является хорошее знание ими друг друга и состояния дел в классе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед классом, итогов его работы, положительных и отрицательных сторон в работе коллектива, норм и правил поведения. Сюда также входит хорошее знание содержания работы товарищей, черт характера, привычек и склонностей друг друга /22/.
Все эти характеристики составляют основу социальной психологии развитого коллектива. Они - необходимое условие существования развитого ученического коллектива. Их отсутствие - признак недостаточной социально-психологической развитости соответствующей общности.
Для полноценной характеристики группы школьников как сформированного ученического коллектива необходимы все описанные выше признаки, свойства и качества. Общественный смысл деятельности коллектива, сложившаяся в нем система внутри - и внеколлективных отношений, высоких в нравственном смысле норм и ценностных ориентации - условия реального социально-психологического роста этого коллектива. В то же время понятие “коллектив” в строгом значении этого слова предполагает деятельность, осуществляемую на уровне высших общественных норм, и опосредованность основных отношений содержанием этой деятельности, то есть зависимость характера отношений от общественно ценностного содержания выполняемой деятельности.
Одна и та же по своему внешнему выражению деятельность может иметь разное ценностно-целевое и нравственно-нормативное содержание. Понятие “содержание" здесь категория общественно-психологическая. Например, группа молодых людей, работающая ради личной выгоды, и коллектив школьников, выполняющих ту же самую работу ради того, чтобы помочь людям, будут включены в различные по своему общественному содержанию виды деятельности. Цели, нравственные нормы и ценности у них будут различными.
Существуют и другие виды отношений, встречающиеся в разнообразных объединениях школьников, например отношения межличностной авторитетности, референтности и лидерства и так далее. Изучение этих отношений способствует более глубокому пониманию особенностей каждого конкретного коллектива, а следовательно, нахождению каждый раз самых эффективных способов воздействия именно на него.
Новости образования:
Анализ информационных ресурсов
Одним из вопросов, ставший особенно актуальным в условиях быстрого изменения всей системы образования: каким в современных условиях должен быть школьный класс как коллектив? Прежде всего гораздо более самостоятельным и развитым в социально-психологическом отношении. Он должен стать творческим, само ...
Урочные и внеурочные занятия
Процесс обучения, воспитания и развития детей и молодежи осуществляется не только в школе, но и в системе дополнительного образования. Участниками данного процесса можно считать школьных учителей, учащихся, их родителей, работников внешкольных учреждений и организаций. Педагогический (учебно-воспит ...
Экологическое воспитание – ведущее направление в
дошкольной педагогике
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать эк ...