Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 6

Вслед за целью и деловыми отношениями учеников предметом внимания психологов при изучении детского коллектива становятся такие общие для всех коллективов социально-психологические явления, как лидерство, эмоционально-психологический климат, коллективное общественное мнение, личные взаимоотношения и социально-психологические условия, обеспечивающие эффективную совместную деятельность членов коллектива. Рассмотрим явления подробнее, начав с выяснения того, какое содержание вкладывается в понятие “отношения в коллективе” /18/.

Еще в 20-х гг. исследователи - педагоги и психологи - отмечали, что коллектив не есть простая совокупность индивидов, одновременно собравшихся в одном месте. Класс - коллектив, - размышлял в этой связи известный педагог и психолог П.П. Блонский, - не является простой суммой отдельных учеников. Поэтому характеристика класса не может быть подменена собранием индивидуальных характеристик детей”.

В чем же, если не в сумме психологических характеристик определенного числа учащихся, выявляется общность, называемая коллективом? С какой бы стороны мы ни подошли к поиску ответа на этот вопрос, неизменным останется одно: психологически коллектив в основном складывается из разного рода отношений людей к общему делу и друг к другу /19/.

учебное мультимедийное коллектив учащийся

Человеческие отношения в развитом коллективе образуют сложную, изменяющуюся, взаимосвязанную систему, в которой аналитически, то есть в исследовательских целях, можно выделить несколько видов отношений. Каждый из них не существует абсолютно независимо от остальных, их самостоятельность относительна, и точных границ между ними нет. Тем не менее они качественно различаются, и далее мы попытаемся показать, в чем состоит своеобразие каждого вида отношений.

Официальными обычно называют отношения, возникающие на должностной основе. Они устанавливаются законом, регулируются уставами, положениями, утвержденными правилами и т.п. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личного отношения человека к человеку. Для них не существует общепринятых законов и норм, твердо установленных требований и положений.

Отношения по вертикали - это межличностные связи, образующиеся между руководителями и подчиненными, лидерами и остальными членами коллектива, - в целом между людьми, занимающими во внутриколлективной официальной (или неофициальной) должностной иерархии разное положение. Отношения по горизонтали - это межличностные связи членов коллектива, занимающих одинаковое официальное или неофициальное положение.

Деловые межличностные отношения надо понимать как такие, которые возникают в связи с совместной работой людей или по ее поводу, а личные - как отношения, складывающиеся между ними независимо от выполняемой работы. В развитом коллективе формируется система деловых и личных взаимоотношений, которые хорошо дополняют друг друга и играют различную роль в удовлетворении потребностей и интересов членов коллектива /18/.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения - это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новости образования:

Организация учебной и воспитательной работы в вузах Ставрополья
В указанном параграфе речь пойдет о развитии научных направлений по физике и математике и интеграции их достижений в образовательный процесс в других вузах Ставрополья. Прежде всего, хотелось бы отметить результаты деятельности и успехи Ставропольского политехнического института, основанного в 1971 ...

Выбор объекта деятельности
Для изготовления столика ребятам было предложено принести разработки столиков на листах, для выбора, среди них, одной для непосредственного его изготовление. Несомненно, для изготовления изделий, ребята сами предлагают свои темы. Изготовление столика на уроках технологии с учащимися, должно сформир ...

Условия, необходимые для развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста
Родители составляют первую общественную среду ребенка [18]. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. В современном обществе смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают дополнительные трудности, с которыми приходятся сталкиваться современным родителям. П ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru